Якуб Корэйба (Польша), Центр международной журналистики и исследований
Польша энергично готовится к роли американского «гладиатора» на арене сражений в Восточной Европе.
На протяжении нынешнего года власти регулярно сообщают об очередных шагах на пути ускоренной милитаризации страны: завершается консолидация оборонной промышленности, объявляются тендеры на покупку вооружений, заключаются договора о сотрудничестве с американскими компаниями, а также о присутствии технического и военного персонала США на территории страны. В ходе своего визита в Варшаву Барак Обама обещал выделить Польше на вооружения дополнительно 1 миллиард долларов. В ответ президент Бронислав Коморовский обязался законодательно закрепить ежегодное повышение расходов на оборону на уровне в 2 процента ВВП. В ближайшие 10 лет на эти цели планируется израсходовать 43 миллиарда долларов.
И это — несмотря на шаткое состояние экономики и медленный выход из кризиса, существенное урезание бюджетных статей расходов на здравоохранение и образование. Сменив пост министра обороны должность маршала Сейма, а затем на кресло главы государства, Б.Коморовский продолжает оставаться лоббистом американского ВПК.
В ближайшее время Польша намерена закупить ракеты Naval Missile Strike, способные поражать цели на море и побережье, в том числе — подходы к порту в Калининграде, гаубицы «Krab» – для размещения их вдоль границы с Калининградской областью, ракеты AGM-158 JASSM для истребителей F-16. До 2017 года страна планирует создать собственную систему ПРО: в ее основе также лежит американское оборудование и ракеты, производимые концерном Raytheon. В 2015 году будут объявлены тендеры на покупку боевых вертолетов (лидирует модель Black Hawk концерна Sikorsky), подлодок (DCNS, Navantia, ThyssenKrupp Marine Systems GmbH или Kockums), беспилотников (израильские Orbiter и американские Scan Eagle), противотанковых ракет Spike (израильская фирма Rafael). При этом реализация данных программ сопровождается многочисленными коррупционными скандалами и злоупотреблениями.
Милитаризация Польши — это не только способ загрузить страдающий от окончания войн в Ираке и Афганистане американский ВПК заказами, но также и элемент стратегии США. Она должна превратить Восточную Европу в бастион американского влияния на континенте. Применительно к Польше политика Вашингтона ставит следующие цели:
— военные: использование территории Польши в качестве площадки для развертывания военного и разведывательного присутствия. Польша может стать не только базой американских войск и вооружений, но и надежным тылом для операций на территории стран Балтии, Белоруссии, Украины и Калининградской области. Программа стимулирования сепаратизма в этой области станет частью общей стратегии «сдерживания», то есть подрыва территориальной целостности России;
— экономические: полное подчинение сохранившегося потенциала оборонной промышленности Польши американским корпорациям. Процесс уже идет, вертолетный завод в Мелеце теперь собственность корпорации Sikorski Aircraft;
— психологические: воспитание в польском обществе и элите страны чувства «младшего союзника», то есть политического клиента США, создание устойчивого ощущения угрозы со стороны России и мнения о том, что лишь Америка своим военным присутствием способна эту угрозу предотвратить;
— стратегические: превращение полосы стран от Балтийского до Черного морей во фронт новой «холодной войны». Подогревание противостояния с Россией, что позволит сохранить военное и политическое присутствие США в регионе и сделает невозможной выработку конструктивных отношений Запада и Востока Европы. Вот так Россия станет «вечным» противником Европы, и никогда не установит с Евросоюзом партнерские или, тем более, союзнические отношения, которые способны свести на нет американскую гегемонию на континенте. В интересах США лежит не либерализация визового режима между Европой и Россией, а превращение границ в линию фронта.
США нужно найти поводы для того, чтобы не только остаться в Европе, но и продолжать осуществлять стратегический контроль над континентом. Союз Европы и России – для них самых естественный – означает смерть Pax Americana в континентальном, а то и в глобальном масштабе. На практике же «братская помощь» Соединенных Штатов сводится к предоставлению «крыши» коррумпированным и неэффективным политическим режимам. Единственным спасением для них является поиск внешнего врага и апелляция к «Большому брату» для «спасения» своих стран от «агрессивных планов захватчика».
Нынешняя политика США напоминает реализацию «доктрины Никсона», согласно которой Америка делегировала сдерживание СССР по периметру его границ местным режимам — в обмен на представление военной поддержки и массированные программы вооружений.