Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Восточная политика России интересна тем, что в сфере военно-технического сотрудничества и оборонных проектов порой удаётся объединить необъединимое, разновекторные интересы крупнейших государств региона — Китая, Пакистана, Индии. С каждой из стран складываются по-своему уникальные отношения.
На наших глазах рождается новый, конструктивный миропорядок. Это ещё раз подтвердил официальный визит в Индию Владимира Путина 11 декабря 2014 года.
Россия — главный партнёр
Несмотря на экономические связи Нью-Дели с Вашингтоном и антироссийскую риторику последнего, Индия по-прежнему считает Россию главным партнером в области обороны. 11 декабря это констатировал индийский премьер Нарендра Моди.
Владимир Путин и Нарендра Моди приняли совместный десятилетний план укрепления российско-индийского партнерства, который предусматривает широкое оборонное и военно-техническое взаимодействие.
Итогом тесной производственной кооперации стали ракетная программа "БраМос" и дальнейшее оснащение этими крылатыми ракетами всех родов войск Индии. Российско-индийские контракты исчисляются десятками миллиардов долларов. В разное время Индия получила самолёты МиГ-29К, Су-30МКИ, танки Т-90С, авианосец и даже атомную подводную лодку "Нерпа" 971 проекта (в аренду).
Космические агентства двух стран активно взаимодействуют в сфере космических перевозок и спутниковой навигации.
Индийский премьер Нарендра Моди и российский президент Владимир Путин договорились о расширении сотрудничества в проектировании и разработке высокотехнологичной продукции космического, авиационного и оборонного предназначения. В перспективе — совместная разработка многофункционального истребителя, многоцелевого транспортного самолёта, производство в Индии одного из лучших российских вертолетов Ми-35 (с возможностью экспорта из Индии). Это — знак взаимного доверия на фоне неоднозначных индийских тендеров авиатехники и недавних визитов министра обороны России в Китай и Пакистан, с которыми Индия не всегда ладит.
Диверсификация сотрудничества
За последние несколько лет Россия проиграла крупные тендеры на поставку в Индию истребителей, вертолётов и военно-транспортных самолётов. МиГ-35, Ми-28 и Ил-76 уступили французскому Rafal и американским AH-64 Apache и C-130 Super Hercules.
Здесь не следует искать негативного политического подтекста или признаков технологического несовершенства российской авиатехники. Индия быстро развивается, стремится занять достойное место в системе безопасности региона, стать одним из главных игроков в мире. Отсюда — курс на укрепление обороноспособности страны, диверсификацию закупок вооружений, развитие собственного оборонно-промышленного комплекса.
Поставки российской боевой техники соседним с Индией странам, оборонное сотрудничество России с Пекином и Исламабадом — аналогичная диверсификация, которая не создает угрозу региональному военно-стратегическому балансу, и не направлена против третьих стран.
В Пакистане сегодня делают акцент на подготовку в России военных кадров и сотрудничество в военно-морской области, однако предыдущие годы отмечены закупками нескольких десятков транспортных вертолетов Ми-17. Есть интерес и к новым вертолетам Ми-35. И Россия заинтересована в подобном сотрудничестве.
Вклад России в индийский импорт вооружений по-прежнему составляет более 70 процентов общего объема. Одной из вершин оборонного сотрудничества остается авиационная техника. Даже диверсификация индийских закупок в третьих странах не отменяет дорогостоящие контракты по модернизации российской авиационной техники, например, 69 истребителей Миг-29. Новые перспективы открывает вертолёт Ми-35М.
Ми-35М как символ перемен
Хит продаж на мировом рынке, транспортно-боевой вертолет Ми-35 (проверенная десятилетиями боевого применения, модернизированная экспортная версия Ми-24) становится символом нового этапа российско-индийского оборонного сотрудничества.
Достигнутое 11 декабря принципиальное решение президента Путина и премьер-министра Моди о производстве в Индии вертолёта Ми-35М сравнимо только с лицензионным производством в Китае истребителя Су-27СК (F/J-11). Это экономически безупречный и политически выверенный проект, обеспечивающий более тесные и доверительные отношения Москвы и Нью-Дели, не в ущерб остальным государствам региона.
Доля России — около 15 процентов, в основном за счет военных вертолётов. Здесь видится большой простор для индийских инвестиций. По оценкам зарубежных экспертов, российские вертолеты превосходят большинство иностранных аналогов по техническим и боевым возможностям, надежности и простоте в эксплуатации.
Гуманитарное разминирование
Индия и Россия высказались за продолжение совместной работы над полицентричным миропорядком. Набор инструментов взаимодействия постоянно обновляется. Кроме "Большой двадцатки", ВАС (Восточно-азиатский саммит), БРИКС подтверждением крепнущих контактов стало заседание 11 декабря экспертной рабочей группы "СМОА плюс" по гуманитарному разминированию в Нью-Дели, с участием Минобороны России. Мероприятие под сопредседательством Индии и Вьетнама объединило около 40 представителей оборонных ведомств из стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Международное взаимодействие в сфере разминирования неразорвавшихся боеприпасов подчеркивает крепнущее сотрудничество России со странами АСЕАН, многомерность восточной политики.