Прошедший в конце ноября III Ставропольский форум Всемирного русского народного собора собрал известных политиков, ученых, общественных и религиозных деятелей Северного Кавказа и других регионов страны, а также зарубежья. Участники форума "Глобальные вызовы – русский ответ" сошлись во мнении, что 2014 год, вобравший в себя крымские события и взаимные санкции, стал переломным для новейшей российской истории; что глобальные кризисные явления сегодня дезориентировали целые страны и регионы, и "русскому миру" предстоит сформулировать свой ответ на вызовы современности с опорой на свои традиционные ценности. О том, каким может быть этот ответ, специальному корреспонденту МИА "Россия сегодня" Сергею Стефанову рассказал зампредседателя ВРНС, глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
- Отец Всеволод, в итоговом документе Ставропольского форума ВРНС говорится о том, что Россия получила беспрецедентный геополитический вызов и страна сегодня стоит перед необходимостью технологического прорыва. В то же время на форуме Всемирного русского собора в храме Христа Спасителя 11 ноября советник президента Сергей Глазьев посетовал, что внутренняя политика РФ, в отличие от внешней, к сожалению, пока не проводится в едином ключе, с опорой на ее исторические традиции, — если говорить об экономической, промышленной политике. На ваш взгляд, есть ли сегодня у России необходимые ресурсы для этого прорыва, а также требуемые единство и воля среди ее политического руководства?
— Ресурсов в привычном смысле, может быть, меньше, чем хотелось бы. Но, к счастью, нет альтернатив — альтернатив свободной жизни, самостоятельному историческому пути. То, что сегодня происходит, конечно, ударяет по экономическому и социальному самочувствию многих людей, но, в конце концов, я воспринимаю новые вызовы как благо. Мы наконец увидели подлинные намерения наших "партнеров", которые отказывают нам в праве на подлинную самостоятельность. Мы увидели цинизм и враждебность тех, кто еще недавно многим казался милыми, улыбчивыми людьми, готовыми нам "помочь".
Да, нам брошены серьезные вызовы – экономические, политические, информационные. Все больше в воздухе пахнет порохом, то есть вызовами военными, и все больше людей понимает: нас не оставят в покое. Либо мы будем порабощены или уничтожены, либо нам придется проявить максимальную волю для того, чтобы оставаться хозяевами своих ресурсов, своего политического строя, своего взгляда на правду и ложь, своей веры. Нам придется принять все вызовы, которые к нам сегодня обращены, и ясно дать понять: мы готовы идти до конца, мы не согласимся с тем, что у нас или где-либо в мире чужая воля будет определять судьбу людей за счет грубой военной силы, экономического диктата, политических манипуляций или давления.
Некоторые оппонирующие нам мировые элиты, возможно, до сих пор не поняли: мы разгадали их игру. Если они будут пытаться действовать против нас чужими руками, будь то руки псевдоисламских экстремистов или ультраправых движений стран, расположенных к западу от наших границ, то ответственность, причем персональную, должны нести именно упомянутые манипулятивные элиты, а не только и, может быть, не столько те, кого бросают против нас. Все средства для обеспечения такой ответственности у нас есть. Пусть никто не думает, что нас удастся безнаказанно ослаблять, уничтожать или ставить под контроль чужими руками.
- На заседании Всемирного русского народного собора в Ставрополе были озвучены данные ВЦИОМ о том, что более 70% россиян на сегодняшний день не имеют представления о понятии "русский мир". Действительно ли подобные исследования отражают объективную картину, и чем можно объяснить эти цифры?
— Я рад тому, что более четверти наших сограждан об этом понятии уже знают. Оно ведь новое. Оно появилось всего несколько лет назад, и сейчас идет довольно широкая заинтересованная дискуссия о том, кого к "русскому миру" можно относить и кто себя сам к нему относит. Так что, как правильно сказал глава ВЦИОМ господин Федоров, мы в начале пути, и начало уже неплохое.
- А вы лично что понимаете под понятием "русский мир"? Какие, может быть, отличительные свойства являются обязательной принадлежностью к этому миру, к русской идентичности?
— Начну с того, что для меня более важен православный мир, чем русский, причем я в данном случае имею в виду людей, которые действительно исповедуют православие в неповрежденном виде, не пытаясь подстроить его под те или иные политические или публицистические моды, будь то установки общества потребления, мировоззренческий плюрализм – учение о том, что истин много или истины вовсе нет, — а также разговоры о том, что Бог якобы простит и примет любое поведение и что нераскаянные грешники, иноверцы и неверующие могут войти в Небесное Царство Христа. Вот все эти взгляды не есть православие. Поэтому для меня ближе в подлинном смысле православный человек нерусской национальности, чем русский, который не понимает сути православной веры, а то и пытается смешать с ней противоречащие ей учения.
Русский мир для меня немыслим без православия, которое все больше становится реальной основой жизни многих людей. Впрочем, к этому миру по идее относятся и русские люди, не являющиеся православными христианами, а также те, кто по крови никак с русскими не связан, но испытывает симпатию к "русскому миру", говорит на русском языке, чувствует свою солидарность с историческими судьбами русского народа, связан с ним общей историей, в том числе в рамках Российской империи и бывшего СССР.
- На предыдущих Ставропольских форумах поднималась тема положения русских на Северном Кавказе. Так, патриарх Кирилл в декабре 2012 года признавал, что "увеличивается отток славянского населения из северокавказских республик и даже из некоторых районов Ставрополья" и необходима всесторонняя поддержка русского населения. В то же время полпред президента в СКФО Сергей Меликов на нынешнем форуме прямо сказал, что межнациональных и межконфессиональных проблем на Северном Кавказе сегодня не существует, есть только отдельные вопросы. Эти точки зрения не противоречат другу другу, где все-таки истина?
— Ситуация несколько стабилизировалась, но тем не менее отток русского населения из многих мест продолжается. Продолжается и вытеснение его другими этносами. Увы, эта проблема пока не разрешена, хотя постепенно уходят в прошлое попытки радикального вытеснения русских, появляются и новые люди, которые восполняют отток славянского населения — беженцы с Украины, о них во время форума в Ставрополе много говорили. Так что острота проблемы, может быть, несколько снизилась, но цифры и свидетельства людей говорят о том, что окончательно в прошлое она не ушла.
- Говоря о поддержке и защите русского населения, представители православной и не только общественности часто указывают на возрождающееся казачество, которое могло бы играть реальную роль в этих процессах. Как бы вы могли оценить нынешнее положение казачьего сословия, его роль, которую оно играет или должно играть в процессах на Северном Кавказе, юге России?
— Роль казачества, конечно же, растет — не только на Кавказе, но и в целом ряде других регионов страны, в том числе в Москве. Впрочем, очень важно, чтобы казачество не забывало о вере, единстве, дисциплине. Слишком много бывает раздоров, попыток без должного внимания относиться к слову церкви, волюнтаризма.
Церковь в этих случаях не в меньшей степени, чем государственная власть, несет ответственность за воспитание казачества. Все-таки оно сложилось как православное сообщество, и к слову священника казаки всегда относились по-особому. Не случайно говорится: "Казак без веры не казак". Хочется надеяться, что вера, высшая правда, умение поставить единство и общегосударственные задачи выше личных амбиций и распрей помогут нашему казачеству всегда быть мощной и конструктивной силой в стране.
- В числе тем, активно обсуждавшихся в Ставрополе, была нынешняя инициатива на высшем уровне по созданию единой концепции учебника истории. Как заметил модератор форума, директор Института общественного проектирования Валерий Фадеев, до сих пор "наши корни остаются в учебниках истории на обочине", когда, например, гораздо больше внимания уделяется наследию языческой Римской империи, чем православной Византии. Будут ли здесь подготовлены какие-то предложения чиновникам со стороны Собора?
— На форуме прозвучали многие предложения в этом духе. Как известно, госпожа Яровая (Ирина Яровая, глава комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции – ред.) предложила скоординировать на основе общих установок курсы литературы, истории и русского языка. Я думаю, что стоит консолидировать настрой всех преподающихся в школе гуманитарных знаний, а тем более воспитательного элемента, связанного с этими знаниями, и этот процесс должен проходить при широком общественном обсуждении, в ходе которого надо выявить интуиции народа и понять, насколько дух школьного образования и воспитания будет им соответствовать.
- В целом, в чем, на ваш взгляд, заключается главный итог или итоги III Ставропольского форума ВРНС, главный его посыл российским властям, обществу?
— Я рад, что форум прошел на высоком представительском и интеллектуальном уровне. Участвовали полпред президента, губернатор, известные в научном и медийном мире люди, придерживающиеся разных позиций, относящиеся к разным поколениям, к разным политическим группам. И тема, которая была сформулирована достаточно амбициозно: "Глобальные вызовы – русский ответ", была обсуждена весьма смело. Не в последнюю очередь обсуждались вопросы национальной политики, которая, как я убежден, сегодня в России нуждается в новых подходах — может быть, в реформировании. И при этом очень важно основой этой политики делать те интуиции и представления о будущем русского народа, государствообразующего для нашей страны, без которых Россия не может чувствовать себя нормально.
При этом очевидно, что в России присутствуют разные этносы, разные религиозные группы, значительное количество неверующих людей, но мировой опыт сегодня показывает, что наилучшим путем к мирной совместной жизни разных этносов и религий является не нивелирование их идентитетов, а предоставление им возможности свободно развиваться согласно их правилам и своему видению будущего, и одновременно напрямую, без навязчивых искусственных рецептов, договариваться друг с другом об общих принципах взаимодействия, а где необходимо — о разделении общественного пространства. Это сегодня нужно помогать делать, отказавшись от убийственного для России проекта создания "общечеловека".