Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин" является главным архитектором строительства подводных лодок в России. По чертежам "Рубина" сейчас строятся и новейшие атомные ракетоносцы типа "Борей", и дизель-электрические "Лада" и "Варшавянка", и другие. До конца года "Адмиралтейские верфи" передадут ВМФ России очередную подлодку "Ростов-на-Дону".
О том, какие планы у "Рубина" на 2015 год и какие задачи конструкторы подводного кораблестроения решают сегодня, рассказал руководителю профильной редакции РИА Новости Сергею Сафронову заместитель гендиректора по внешнеэкономической деятельности и военно-техническому сотрудничеству ЦКБ МТ "Рубин" Андрей Баранов.
— Андрей Игоревич, расскажите о развитии проекта "Лада". Возобновлено ли их строительство?
— По поводу "Лады" ответ очевидный — их строительство возобновлено. "Кронштадт" строится, по "Севастополю" должен быть подписан госконтракт на строительство. Насчет грехов, в которых нас обвинял Владимир Высоцкий (бывший главком ВМФ критиковал проект 677 за большую шумность — ред.), то от них мы избавились во время отработки задач на головной лодке "Санкт-Петербург".
Грехов мы сейчас за собой не числим, поэтому следующие лодки строятся как серийные.
— Будут ли "Кронштадт" и "Севастополь" оснащены анаэробными (воздухонезависимыми) энергетическими установками?
— Анаэробные установки развиваются параллельным курсом. Сделан опытный образец. Закончены НИОКР, поэтому сейчас следующий этап работы — создание прототипа. Прототип, по сути, это уже отсек подводной лодки.
— Когда можно будет его увидеть в металле?
— У нас планы пока не изменились, 2016-й — год создания прототипа.
— Они могут быть установлены на "Кронштадт" и "Севастополь"?
— Нет, хотя эти лодки строятся по улучшенному проекту, на них ВНЭУ не устанавливаются. Такое решение было принято министерством обороны РФ с целью строительства этих двух кораблей в максимально сжатые сроки, чтобы лодки вошли в состав ВМФ РФ в рамках программы скорейшего обновления неатомного флота. ВНЭУ можно будет устанавливать начиная с четвертого корпуса, что мы должны сейчас подтвердить испытаниями, которые будут выполнены с прототипом.
— Технологически их же можно врезать в корпус, например, "Кронштадта"?
— Этим вряд ли кто-то будет заниматься, но условно да. Врезать можно всегда что-нибудь, но этим занимаются только в крайнем случае. Речь идет о развитии этой серии, поэтому гораздо логичнее построить четвертый, пятый, шестой и так далее корпуса. Это будет и технически оправданно, и по деньгам гораздо эффективнее. Тем более что свежепостроенную лодку опять ставить на завод и разрезать пополам… Зачем мы тогда ее строили? Не для экспериментов, они нужны флоту — каждый штык на счету.
— Каковы перспективы проекта лодок 636? Серия этих лодок для Черноморского флота будет последней?
— За последние 15 лет, не покладая рук, мы продаем на экспорт лодки этого проекта в разные страны. Все они вооружены очень эффективным ракетным комплексом "Клаб", который работает как по берегу, так и по кораблям. На лодках этого проекта полностью обновлены радиоэлектроника, механическое оборудование, гидродинамика. Эта лодка почти совершенна. Другое дело, что она крупнее, чем "Лада". И это можно рассматривать как определенный минус. Ведь "Лада" имеет те же возможности. Но, с другой стороны, это отработанный корабль, который "Адмиралтейские верфи" строят из года в год практически непрерывно. Второе десятилетие они этим занимаются, поэтому тут полностью отлажена кооперация, серийность позволяет совершенно четко прогнозировать алгоритм строительства. Не хочу сглазить "Верфи", но они не нарушили ни одного срока обязательств по поставке лодок 636 ни для инозаказчика, ни для нашего флота. Это дорогого стоит.
Если вы посмотрите, что происходит в мире, то увидите, какой провал произошел у испанцев по S-80, поставку которой они отсрочили на несколько лет. А какие были трудности у тех же немцев при сдаче лодки грекам. Поэтому я считаю, что флот принял совершенно правильное решение по закрытию текущей бреши по неатомным лодкам, приняв решение строить лодки проекта 636 для ЧФ.
Конечно, у них есть ресурс для модернизации, но для ВМФ России, наверное, это последний заказ по неатомным лодкам этого проекта. Потом конечно перейдут на строительство лодок следующего поколения — проекта 677 "Лада".
— То есть проект будет ликвидирован?
— Тут нельзя говорить о ликвидации, у этого проекта, во-первых, есть большой экспортный потенциал. Во-вторых, этот проект имеет очень хорошие модернизационные возможности. Если лодка в этом году поступила на Черноморский флот, то у нее назначенный срок службы 25 лет, плюс возможность продления срока еще до десяти лет. Вот и прибавьте. Мало не покажется. Эти лодки будут активными участниками военно-промышленной деятельности в ближайшие лет 30, а то и 40, учитывая, что эта серия еще не вся освоена. Плюс то, что строится на экспорт… Поэтому это очень серьезный вопрос, серьезный бизнес во всех отношениях. Много стран нуждаются в ее обслуживании, в запасных частях к ней.
— Ракетный комплекс "Клаб" тоже будет совершенствоваться?
— Ракетное оружие в виде комплекса" Клаб" представляет собой экспортное исполнение отечественного комплекса "Калибр"(которым, в частности, вооружаются новейшие российские АПЛ типа "Севердвинск" (проект 885) "Ясень" — ред.). Потенциал у него огромный, в том числе на экспорт. У "Клаба" ограничена дальность до 300 километров, а у "Калибра" — за тысячу.
— В октябре в Париже прошла выставка "Евронаваль-2014". Какова перспектива военно-технического сотрудничества "Рубина" с другими странами?
— Есть предпосылки к расширению нашей традиционной географии, за что мы интенсивно боремся. Наиболее перспективный регион — это Юго-Восточная Азия. В Латинской Америке политическая ситуация проще, а в Юго-Восточной Азии все со всеми и дружат, и ножи точат. Там градус напряжения очень быстро растет. Показательно, как оперативно Вьетнам решил укрепить свой подводный флот. Это не то чтобы рекорд, но это один из наиболее оперативно подготовленных, оформленных и выполняющихся контрактов. Он уже на стадии завершения — контракт на строительство шести подлодок проекта 636 (модернизированный проект 877 "Варшавянка" был подписан в 2009 году — ред.).
— Когда он завершится?
— Думаю, что в 2015 году, потому что уже сдаются финальные лодки… Это очень длинный товар — подводная лодка. Он предполагает достаточно долгое притирание сторон, знакомство, как правило, очень важно, какая база существует в отношениях стран. А с Вьетнамом ситуация разрешилась в совершенно фантастическом темпе. В 2008 году был первый выезд с техническими презентациями, а сейчас, прошло шесть лет, мы уже, по сути, завершаем контракт. Сейчас в этом году закладываются последние лодки этого контракта, две в составе флота уже активно служат, две будут направлены, то есть процесс с колоссальной скоростью развивается.
— А создание инфраструктуры для базирования лодок в Камрани тоже прописано в контракте?
— Обязательно, но тут разные головные исполнители. По строительству лодок — это завод "Адмиралтейские верфи", по созданию инфраструктуры — Центр технологии и судостроения, который специализируется на этих вопросах, и опять же "Адмиралтейские верфи", которые несут гарантийные обязательства. Гарантия год с того момента, как последняя лодка будет сдана, плюс один год. Это период плотного присутствия "Адмиралтейских верфей" во Вьетнаме в составе гарантийной группы для решения всех проблем, которые могут возникнуть.
Инфраструктура для базирования строится сейчас активно, но нужно различать инфраструктуру для базирования и для ремонта.
Для базирования находится в состоянии более высокой готовности, а для ремонта, поскольку ремонт еще где-то впереди, будет завершена чуть позже. У меня нет сомнений, что все это будет выполнено в срок, с качеством, потому что у нас очень хорошие партнерские отношения с этой страной.
— С какими странами еще ведутся переговоры о возможной закупке лодок?
— Велись переговоры с Индонезией, которая, к сожалению, отказалась от наших лодок проекта 877 из наличия флота. Был такой сюжет в этом году. Две лодки из состава ВМФ России предлагалось отремонтировать и им передать.
Но тем не менее интерес к нашим лодкам у Индонезии сохраняется. На эту страну мы достаточно давно смотрим с большим интересом, с большим желанием поработать с ними.
Что касается других стран региона, там есть уже достаточно четкое разделение по поставщикам. Как вы знаете, Малайзия и Сингапур — условно проевропейские, Таиланд не определился, но у него, как и у всех стран того региона, достаточно напряженный бюджет. Им надо сначала найти, кто бы дал денег в долг. Дальше, понятно, кто дал, тот и продал. Тем не менее с Таиландом мы тоже стараемся в формате выставок в том регионе поддерживать теплые отношения. Есть еще совершенно выпавшие Филиппины, они проамериканские, но в то же время сейчас идет такой тренд, что к американцам относятся с определенным подозрением как к поставщикам. Либо надо им полностью отдаться и следовать в русле их политики, и тогда все будет хорошо. Но если ты хочешь иметь хоть какое-то свое мнение, то надо быть достаточно осторожным. Тут очень важна репутация страны как надежного поставщика. В военно-морской сфере мы пока держим марку, все обязательства стараемся соблюдать.
К примеру, французы сейчас для нас очень опасный конкурент, один из наиболее сильных игроков, и ситуация с "Мистралями" важна с точки зрения надежного поставщика. Если контракт перед Россией по "Мистралям" не будет выполнен, то это сразу напряжет целый ряд стран, которые могут оказаться в такой же ситуации, как Россия.
Нужно иметь в виду, что вовлечение хотя бы одной страны в орбиту нашего лодочного сотрудничества — это почти эпохальное событие.
— В каком состоянии находится контракт с Италией на разработку малой дизель-электрической подлодки S-1000 водоизмещением тысяча тонн?
— Проект сейчас заморожен по политическим причинам. Но в частном порядке с Fincantieri мы продолжаем контактировать, канцелярский процесс продолжается, ждем нормализации ситуации.
— До замораживания контракта что стороны успели сделать?
— Был разработан концептуальный проект, составлен бизнес-план, то есть, по сути, подготовлено коммерческое предложение для потенциального заказчика. У нас была совместно составленная маркетинговая программа по продвижению этой лодки в регионах. В прошлом году мы уже приступили к реализации этой программы. Итальянцы предлагали этот проект в Южной Африке. Эта лодка предлагается тем странам, которые потенциально заинтересованы в закупке недорогой, компактной, достаточно простой в эксплуатации подводной лодки. Но в этом году процесс застопорился.
— Где предполагалось строить S-1000?
— Вопрос о том, где будет строиться эта лодка, пока открытый. Мы будем опираться на возможности российских заводов и на возможности Fincantieri. Вопрос цены и вопрос предпочтений заказчика. В общем-то, все развивалось нормально. Подводные лодки — не быстрая тема, но фактически год, к сожалению, мы уже потеряли. У нас была запланирована рабочая группа в марте месяце, но, к сожалению, она сейчас отложена на неопределенный срок. Сейчас по плану должна была бы состояться российско-итальянская комиссия по ВТС, но пока нет подтверждения и планов по ее проведению.
— Проект сейчас заморожен, он не может быть ликвидирован вообще?
— Проект никуда не денется, стороны готовы при политическом решении возобновить диалог. И я думаю, это касается широкого круга сотрудничества России с европейскими странами.