Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Арктика всегда была важна для ядерного сдерживания. Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения невидимы для противника и неуязвимы под шапкой полярных льдов. Огромен и экономический потенциал региона.
Необъятное пространство российского Заполярья и морской шельф площадью 26 млн. кв. км теперь защищает объединенное стратегическое командование в Арктической зоне – Северный флот.
В декабре 2014 года дислоцированные на южном побережье Северного Ледовитого океана войска, в том числе две арктические бригады, части ПВО и ВВС переподчинены новому командованию со штабом в Североморске. Активно развивается инфраструктура.
Министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что в 2014 году большая часть российских подразделений будет дислоцирована по всему арктическому поясу, и добавил: "В этом году мы закроем полностью радиолокационное поле, а в 2015 году будем практически полностью готовы к встрече незваных гостей, как с Востока, так и с Севера". У Сергея Шойгу слова с делом не расходятся.
Береговые войска и корабли Северного флота в течение года выполнили ряд важных задач в Арктике. Отряд кораблей совершил дальний поход в район учений с боевой стрельбой через три моря – Баренцево, Карское и Лаптевых, это более 4000 морских миль. На архипелаге Новосибирские острова впервые заступили на дежурство и выполнили боевые стрельбы расчёты комплексов "Панцирь-С1". Скорострельные 30-миллиметровые пушки и управляемые ракеты комплекса работают в системе объектовой ПВО ближней зоны, и защищают от малозаметных низколетящих авиационных средств поражения, в том числе крылатых ракет.
На острове Врангеля и мысе Шмидта появились радиолокационные отделения и пункты наведения авиации. Кроме того, на остров Врангеля впервые высадился тактический воздушный десант из состава 83-й отдельной десантно-штурмовой бригады ВДВ и 155-й отдельной бригады морской пехоты Тихоокеанского флота.
Для авиации ВВС России восстанавливаются аэродромы на Новой Земле, в Тикси, Анадыре, Воркуте, на мысе Шмидта. В перспективе – всесезонный приём военно-транспортных самолётов Ил-76 на арктическом аэродроме острова Котельный (здесь завершается строительство военного городка замкнутого цикла). И это лишь начало. Предусмотрено строительство 13 аэродромов, одного наземного авиационного полигона, 10 технических позиций радиолокационных отделений и пунктов наведения авиации. Россия создаст сеть арктических баз надводных кораблей и подводных лодок.
Северное сияние национальных интересов
Арктика – противоречивая зона конкуренции и сотрудничества. Несколько раз в неделю разведывательные самолеты "Орион" северных соседей приближаются к государственной границе России. Наши истребители вылетают на перехват, для определения номера борта, принадлежности к вооружённым силам и патрульного сопровождения. Излучение систем наведения оружия также дисциплинирует незваных гостей. Это многолетняя практика.
И всё же антироссийская пропаганда проникает в высокие широты. Недавно министерство обороны Норвегии опубликовало видео: российский истребитель МиГ-31 пролетел "слишком близко" от норвежского F-16. Все лётчики остались живы и здоровы, самолёты целы. На что жалуются суровые норвежцы? Как известно, Миг-31 наиболее опасен на дистанции поражения – 280 км.
Арктические государства – США, Канада, Норвегия и Дания (за счёт Гренландии) – соревнуются в защите национальных интересов. В фокусе противоречий – арктический континентальный шельф, то есть исключительные экономические зоны каждой страны.
К борьбе подключаются союзники. Швеция упорно ищет в прибрежных водах вражескую подводную лодку, по умолчанию считающуюся русской. А немецкая газета Die Welt замечает новый пункт базирования Тихоокеанского флота России на острове Врангеля: "Его принадлежность ещё 100 лет назад была довольно спорным вопросом… США и Канада выдвигали ряд претензий на владение островом. СССР планировал решить вопрос дипломатическим путем, что, однако, не увенчалось успехом. Только когда 90 лет назад, 20 августа 1924 года над островом был поднят флаг Советского Союза прибывшим на судне "Красный октябрь" офицером Борисом Давыдовым, американцы были изгнаны с острова".
Однако всё больше людей начинают осознавать интернациональный смысл национальной безопасности. На днях норвежский дипломат и политик Торвальд Столтенберг заметил: "Мы не можем обеспечить безопасность без России, а также против России… Я разделяю точку зрения министра Лаврова. Важно продолжать региональное сотрудничество на Севере".
Возвращение России в Арктику подчёркнуто заботой о природе, о чистоте планетарного запаса воды и биоресурсов. Один из приоритетов военной деятельности в Заполярье – экологическая безопасность. С 2015 года в зону ответственности экологов Северного флота войдут Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ, республика Коми, арктические острова.