Центр международной журналистики и исследований
Как пишет Хосейн Шариатмадари, Тегеран представил все доказательства, свидетельствующие о мирном характере ядерной программы страны, однако переговоры всякий раз завершаются безрезультатно. Становится понятно, что достижение соглашения, которое бы «сняло вопрос» с повестки дня, попросту невозможно.
Дело в том, что обвинения Вашингтона в адрес Тегерана в производстве ядерного оружия – отвлекающий маневр. Он камуфлирует идущую уже 12 лет борьбу с иранским строем.
В этой связи показательно заявление бывшего генерального директора МАГАТЭ Ханса Бликса 21 ноября в эфире российского телевизионного канала «Россия сегодня». Он считает, что основная цель Запада – не допустить экономического роста Ирана. А озабоченность ядерной программой – искусственно раздуваемая кампания.
Х.Шариатмадари напоминает: на протяжении 12 лет, каждый раз, когда позиции сторон начинали сближаться, партнеры по переговорам отказывались идти на соглашение. Например, в октябре 2003 года Иран добровольно приостановил всю ядерную программу и начал переговоры с так называемой европейской «тройкой» – Великобританией, Францией и Германией. Итогом нескольких раундов стала договоренность о том, что Иран в течение трех месяцев предоставит гарантии того, что он не стремится к созданию ядерного оружия. Однако месяц спустя, в декабре 2004 года, на заседании рабочей группы в Лондоне, Тегерану было заявлено: приемлемыми гарантиями было бы полное прекращение ядерной программы.
При этом, считает главный редактор, закрытие всех ядерных объектов Ирана вовсе не является целью США — главной своей задачей на переговорах они видят оправдание антииранских санкций. Он приводит слова американского публициста Дэвида Фрума, работавшего одним из спичрайтеров президента Джорджа Буша. В статье, опубликованной на сайте «Си-Эн-Эн» в декабре 2012 года, Д.Фрум указывал: если «ядерное досье Ирана» будет закрыто, то Западу придется отменить часть санкций. Но они служат двум главным целям — изменению политики Тегерана и государственной системы Ирана.
Ранее основатель и директор частной американской разведывательно-аналитической организации «Стратфор» Джордж Фридман заявил, что проблема взаимоотношений Вашингтона с Тегераном заключается не в иранской ядерной программе. Проблема в том, что Иран не только без американской поддержки, но и даже в противостоянии с США остается влиятельнейшей технологической и военной силой в регионе.
Кроме того, считает Х.Шариатмадари, продолжение переговоров по ядерной программе выгодно США и с другой точки зрения: мусульманскому миру демонстрируют уязвимость Ирана в противостоянии с США.
Вывод, который делает главный редактор, звучит так: переговоры по иранской ядерной программе — прикрытие. Главной целью США является продолжение давления на Тегеран. Предотвращение роста его роли в регионе. И, в конечном счете, изменение политической системы страны и смена ее руководства.