Максим Шалыгин, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Когда читаешь такое сообщение, то перестаёшь ориентироваться в пространстве и времени. К бездоказательным обвинениям в адрес России на заседании Совета Безопасности ООН за последний почти год уже можно было привыкнуть. Можно даже понять причины, по которым руководство какой-то конкретной страны занимает свою позицию в украинском кризисе. Можно привыкнуть к этому дипломатическому репертуару с переходом на личности.
Но вот чтобы так открыто генсек ООН хвалил человека, который, будучи президентом, ответственен за обстрел жилых домов и убийства мирных граждан? Это изумляет. Это верх лицемерия. Либо необходимо признать, что уважаемого человека закрыли в каком-то помещении и приносят ему какие-то специальные газеты и показывают строго подобранные телепрограммы.
Потому что благодарить за мирные усилия главу государства, который считает нормальным жизнь детей в подвалах – это слишком даже для Джен Псаки. Просто приведём цитату из одного выступления Петра Порошенко: "…У нас работа будет, а у них не будет. У нас пенсии будут, у них не будет… У нас дети пойдут в школы и детские сады, у них они будут сидеть в подвалах. Они ничего не умеют делать. И так, и только так мы выиграем эту войну". Это президент Украины заявил в Одессе 23 октября. "Они" – это жители Донбасса.
То есть, если следовать логике киевских властей о том, что Донбасс – это территория Украины, то президент Порошенко столь пренебрежительно говорит о собственных гражданах? Или Порошенко так говорит о жителях соседей – Донецкой и Луганской народных республик? Тогда президент одной страны ненавидит население другого государства. Что тоже, мягко говоря, не слишком красит.
Другим тревожным показателем стало голосование в ООН по российскому проекту резолюции о борьбе "с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости".
Этот документ призван напомнить миру о том, что такое права человека и как важно их соблюдать, о жертвах осуществления различных теорий расового или этнического превосходства и приговоре Нюрнбергского трибунала.
В резолюции говорится о недопустимости распространения "во многих частях мира различных экстремистских политических партий, движений и групп, включая группы неонацистов и "бритоголовых", а также расистских экстремистских движении и идеологий". Особая тревога высказывается по поводу прославления нацистского движения и организаций Waffen-SS.
Как говорил директор Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России Александр Викторов, представляя в ООН проект резолюции, "мы считаем возмутительными и неприемлемыми ситуации, когда при попустительстве, а то и поддержке властей открываются памятники нацистам, дни освобождения от нацизма объявляются днями траура, а тех, кто воевал против антигитлеровской коалиции или сотрудничал с нацистами, пытаются возвести в ранг национальных героев и героев национально-освободительного движения".
По правилам ООН, подобные резолюции утверждаются на Генеральной Ассамблее ежегодно. Но сначала проходят обсуждение в профильном комитете.
Можно говорить о том, что Объединённые Нации проходят ежегодный тест на нацизм. И результаты голосования, к сожалению, год от года становятся всё более мрачными. В этом году резолюцию против нацизма и расовой дискриминации поддержали 115 членов ООН, тогда как в прошлом – 126 государств.
Традиционно "против" голосуют США и Канада. В этом году к ним присоединилась Украина, воздержавшаяся при прошлом обсуждении. Что неудивительно, учитывая события этого года. Последний пример – это требование пресс-секретаря сборной Украины по футболу Александра Гливинского к УЕФА разрешить символику "СС–Галичина", одной из дивизий Waffen-SS гитлеровской Германии. Потому что, по мнению Гливинского "СС Галичина – сечевые стрельцы, а не немецкий СС. Это история нашей страны, а не история фашизма". А Роман Шухевич и Степан Бандера фашистам не являются, а просто герои украинского народа.
Европейские страны при голосовании по резолюции воздержались. Что может показаться странным для народов континента, прошедшего через ужасы войны. Но в тексте документа содержится осуждение дивизий Waffen-SS. И именно это обстоятельство, по всей видимости, мешает европейцам поддержать документ.
В структуре войск СС существовали национальные (ненемецкие) подразделения. Добровольческий легион "Нидерланды", Французский добровольческий легион "Шарлемань", Финский добровольческий батальон и Сербский добровольческий корпус, Британский добровольческий корпус, Эстонский добровольческий легион и гренадёрская дивизия, Латышский батальон, украинская дивизия СС Галичина… Список можно продолжать.
Сегодня в попытках пересмотреть историю, эти страны стараются найти самооправдание в обвинении Советского Союза и приравнивании СССР к Третьему Рейху.
Наступающий год – год 70-летия Великой Победы. Очень не хотелось бы, чтобы всё празднование свелось к клиповым воспоминаниям "как мы брали Берлин". "Мы победили? Мы победили! Ура? Ура! Германия капитулировала – всё хорошо, все довольны. До встречи через год".
Возможно, настало время серьёзно обсудить, каким стал нацизм сегодня, как он изменил форму, сохранив своё преступное содержание. И какими методами нам сегодня необходимо бороться с этим злом.