Даниэль Зубов (США), Центр международной журналистики и исследований «Россия сегодня»
Сейчас в палате представителей, состав которой будет полностью обновлен в ходе предстоящих выборов, республиканцы обладают преимуществом в 34 голоса. В сенате соотношение голосов 55-45 в пользу демократов. Переизбрано будет 33 сенатора, в том числе 21 нынешний сенатор-демократ. Палата представителей будет переизбрана в полном составе.
На протяжении четырех лет большинства в нижней палате, конгрессмены-республиканцы под руководством спикера Джона Бейнера противодействовали попыткам Барака Обамы и демократов принять законы, регулирующие статус иммигрантов из стран Южной и Центральной Америки, переход на экологически чистые источники энергии и ужесточение правил продажи огнестрельного оружия. Параллельно они пытались добиться пересмотра принятого в 2010 году законодательства о реформе системы здравоохранения, снизить налоговое бремя для преуспевающих корпораций, срезать расходы на социальное страхование и здравоохранение для престарелых граждан, а также продать находящиеся в общественной собственности земли для нефте- и газодобычи.
Согласно результатам последних опросов, деятельность Барака Обамы на посту президента одобряют лишь 40 процентов американцев. Соответственно можно говорить и о симпатиях и антипатиях избирателей к демократической партии. Так что, судя по всему, Барак Обама может потерять и сенат.
Учитывая низкую популярность президента Обамы, махинации с границами избирательных участков и потенциальную утрату поддержки традиционных сторонников, представляется вероятным, что республиканцам удастся сохранить контроль над палатой представителей.
Еще два года республиканской палаты представителей вряд ли сильно изменят положение, сложившееся за четыре минувших года. Но их воздействие может оказаться более существенным, если республиканцам удастся получить большинство в Сенате.
За 13 из 33 мест в верхней палате борьба будет очень ожесточенной, ее исход в некоторых случаях может решить всего лишь тысяча голосов. Для получения большинства в палате, республиканцы должны выиграть девять из тринадцати мест.
Эти тринадцать мест можно разделить на несколько категорий:
Во-первых, сенаторы-демократы, уходящие в отставку (или направленные на другие посты, как, например, бывший сенатор от штата Монтана Макс Баукус, ставший послом США в Китае). Это Монтана, Западная Вирджиния, Южная Дакота, Айова и Мичиган. В последних двух президентских кампаниях Монтана, Западная Вирджиния и Южная Дакота голосовали за республиканских кандидатов Митта Ромни и Джона Маккейна, и, вероятно, сменят свою позицию. В Мичигане, скорее всего, будет избран новый сенатор-демократ, а положение в Айове слишком неопределенно для того, чтобы делать какие-то прогнозы.
Во-вторых, республиканцы надеются победить в своих традиционных вотчинах — на Аляске, в Арканзасе, Колорадо, Луизиане, Нью-Гемпшире и Северной Каролине, которые сегодня представлены в сенате демократами. Сейчас разрыв между претендентами от партий составляет не более 5 процентов. Если республиканцам удастся «взять» все эти штаты, то они гарантируют себе победу даже в случае потери нескольких своих нынешних кресел в сенате.
Третья группа. Сейчас Кентукки и Канзас представлены в сенате республиканцами, а республиканский сенатор от Джорджии ушел в отставку. За все эти три места ведут борьбу популярные и хорошо финансируемые кандидаты, имеющие, согласно опросам, практически равные шансы. В Джорджии это Мишель Нанн, дочь бывшего сенатора Сэма Нанна, соавтора «Программы Нанна-Лугара». Место сенатора от Кентукки ныне занимает лидер республиканского меньшинства Митч Макконнел, который в случае победы республиканцев возглавит большинство в сенате.
Теперь – варианты на тему «Если». Если голоса в сенате распределятся практически поровну, то республиканцы и демократы просто будут обязаны прислушиваться друг к другу. Уже сегодня они демонстрируют единство мнений по вопросу поставок оружия Киеву в комитете по делам вооруженных сил и по увеличению военной помощи Украине в комитете по международным делам.
Если республиканцы получат в сенате большинство, это неизбежно скажется на политике Вашингтона в отношении России. Один из наиболее видных республиканцев в комитете по делам вооруженных сил, сенатор от Оклахомы Джеймс Инхоф в сентябре доказывал, что США должны ответить на нарушения Россией договора о ракетах средней дальности – в чем Вашингтон безосновательно пытается обвинить Москву — расширением американской системы ПРО, модернизацией ядерного арсенала, а также совершенствованием системы противоракетной обороны Восточной Европы.
Если же демократам удастся сохранить контроль над сенатом, они продолжат работу над важнейшими вопросами внутренней политики, такими, например, как иммиграционная реформа. Что же касается внешней политики, то демократы, относясь с большим скептицизмом к продолжающемуся военному вмешательству США на Ближнем Востоке, не слишком возражают против расширения военного присутствия в НАТО и азиатском регионе.
Принимая во внимание, что во многих штатах кандидатов разделяет всего несколько пунктов, и что борьба в Джорджии и Луизиане может потребовать второго тура, вопрос о большинстве в Сенате может не получить своего окончательного разрешения 5 ноября.
Чем бы ни закончились промежуточные выборы в конгресс, они – лишь старт президентской гонки 2016 года, в конце которой Америка узнает имя преемника Барака Обамы. Другое дело, что, в случае захвата сената республиканцами президент официально станет «хромой уткой» — главой государства, неспособным значительно влиять на принятие решений.