БРЮССЕЛЬ, 16 окт — РИА Новости, Мария Князева. Еврокомиссия (ЕК) в четверг представила результаты стресс-тестов стран Евросоюза и ряда государств-партнеров в случае гипотетической остановки поставок российского газа текущей зимой. Один из основных выводов документа: государства союза должны усиливать свои газовые связи и делиться голубым топливом друг с другом в случае кризисов, даже если это требует "некоторых жертв" со стороны стран-доноров.
Условия тестов
Под тестирование попали 28 стран ЕС, Грузия, плюс государства энергетического союза, среди которых Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Молдавия, Черногория, Сербия, Украина.
Оценка была проведена на основе отчетов, предоставленных самими странами-респондентами в августе и сентябре текущего года.
При этом Еврокомиссия не прогнозирует остановку поставок газа из России, а лишь предполагает такую ситуацию для оценки рисков.
"Это маловероятно, но не может быть исключено полностью", — сказал вице-президент ЕК Гюнтер Эттингер о возможной остановке потока газа из РФ.
Газовые параметры ЕС
Евросоюз может производить около одной трети необходимого ему газа. "Однако наши ресурсы постепенно сокращаются", — сказал Эттингер журналистам, представляя отчет ЕК по стресс-тестам. Поставки из России — самый большой внешний источник газа для ЕС, Норвегия находится на втором месте, Алжир — на третьем.
Эттингер отметил, что страны ЕС располагают значительными объемами газа в хранилищах. "Однако длительный кризис или просто холодная зима могут быстро опустошить эти резервы", — говорится в документе ЕК.
У Евросоюза в краткосрочной перспективе практически нет возможностей физического увеличения мощностей хранилищ газа, отмечает ЕК.
Если российского газа не будет
Евросоюз и страны энергетического сообщества (без Украины) в состоянии заменить примерно 80% российского голубого топлива, в частности, за счет использования резервов и увеличения потребления сжиженного газа (LNG).
Согласно диаграмме в отчете, эти страны не смогут заменить 22% российского газа при примерно полугодовом отсутствии поставок, захватывающих зиму.
При этом Финляндия, Босния и Герцеговина и Македония могут лишиться 100% необходимого газа при полном отсутствии поставок из РФ, отмечается в докладе.
Еврокомиссия также пишет, что потенциал увеличения поставок газа по трубопроводам из Северной Африки "сейчас ограничен", а производство этого топлива в Норвегии близко к максимуму. "Соответственно, LNG является источником импорта с наибольшим потенциалом, так как терминалы по приему сжиженного газа в ЕС обладают достаточной мощностью (около 200 миллиардов кубометров газа в год — ред.) для принятия дополнительных поставок", — резюмирует ЕК. По мнению экспертов комиссии, глобальный спотовый рынок LNG и флот "достаточны для предоставления дополнительных объемов газа".
Необходимость замещать российский газ может привести к удорожанию энергии в оцениваемых странах.
ЕК рекомендовала, чтобы противостоять возможному кризису: усилить трансграничные газовые связи стран ЕС, обеспечить своевременную реализацию инфраструктурных проектов, нарастить возможности перехода с газа на другие виды топлива, применять меры по сокращению спроса на энергию.
Тяга к союзам
В Европейском союзе на фоне различных кризисов в последние годы усилилась тяга к упрочению внутренних связей в экономической сфере — за счет создания внутренних союзов. Так, сейчас формируется банковский союз, в нынешнем году активизировались разговоры о союзе энергетическом.
В новом составе Еврокомиссии появилась даже специальная должность: вице-президент по энергосоюзу. А с предложением создать европейский энергосоюз выступил в апреле премьер-министр Польши Дональд Туск. Теперь он назначен на пост главы Евросовета.
По сути, энергосоюз должен противостоять позиции России как главному экспортеру энергоресурсов в Европу и сделать ЕС более энергонезависимым.
Энергетический союз
ЕК часто упоминает необходимость создания таких технологических связей внутри ЕС, которые бы позволили, в частности, перебрасывать газ между странами союза. Эттингер в четверг отметил, что, по сравнению с 2009 годом, ситуация с внутренними газовыми связями в ЕС "значительно улучшилась".
"Страны ЕС не должны препятствовать поставкам (собственного — ред.) газа за пределы своих границ… в частности, запреты на импорт могут оказаться губительными в случае газового кризиса", — считает ЕК. Поэтому она призывает "максимизировать мощность объединенных энергосистем и убрать ограничения на трансграничную торговлю" газом, где таковые существуют.
В целом национальные отчеты показали, что большинство стран предлагает "национальные подходы" к обеспечению безопасности поставок энергии, не оглядываясь на так называемое региональное определение вопроса, то есть на возможности переброски газа друг другу внутри ЕС.
Бумаги
ЕК отмечает, что для улучшения кооперации потребуется заключение различных соглашений по регулированию отношений партнеров на случай кризисов. Еврокомиссия считает, что необходимо заблаговременно создать "четкие правила" трансграничного энергетического сотрудничества.
ЕК допускает, что до начала текущей зимы это "улучшенное трансграничное сотрудничество" стран ЕС не будет достигнуто. Однако призывает страны начать процесс усиления своих связей, в том числе и за счет формирования необходимой регулятивной базы, которая могла бы пролить свет на возможные коллективные действия в случае кризиса, следует из доклада. ЕК предлагает свою помощь, чтобы соглашения были достигнуты как можно быстрее.
"Необходимо активизировать различные формы кооперации для смягчения дефицита газа в странах ЕС за счет обеспечения трансграничных поставок (внутри союза)", — говорится в документе. ЕК не исключает, что страны-доноры энергии в кризисных ситуациях должны будут пойти на "некоторые жертвы" ради своих союзников по энергетической кооперации, отдавая им часть своего газа.
"Подход, основанный на изоляции, идет вразрез с солидарностью, которая необходима для создания настоящего энергетического союза", — заключает ЕК.
А "лучшая форма солидарности — это действующий единый рынок", — сказал Эттингер.