МОСКВА, 15 окт — РИА Новости. Первый президент СССР Михаил Горбачев уверен, что в отношениях России и Запада нужно отказаться от взаимных обвинений и санкций и РФ такой шаг уже сделала, отказавшись от ответных мер после последней волны западных санкций.
"Что касается отношений России со странами Западной Европы и США, то первый шаг — надо выходить из логики взаимных обвинений и санкций. По-моему, Россия такой шаг уже сделала, отказавшись от ответных мер после последнего раунда западных санкций. Слово за партнерами", — сказал Горбачев в интервью "Российской газете".
Прежде всего Западу стоит отказаться от персональных санкций, убежден он. Невозможно вести диалог, если Запад "наказывает" тех, кто принимает решения и влияет на политику, считает Горбачев.
"Сегодня приходится констатировать: налицо кризис европейской (и мировой) политики. Одна из его причин, хотя и не единственная — нежелание наших западных партнеров учитывать точку зрения России, законные интересы ее безопасности. На словах аплодировали России, особенно в ельцинские годы, а на деле не считались с ней", — отметил он. Это касается вопросов расширения НАТО, планов развертывания ПРО, действий Запада в важных для России регионах, в частности, в Югославии, Ираке, Грузии, на Украине, добавил Горбачев.
"Буквально так говорили: это не ваше дело. В результате образовался нарыв, который прорвало. Я бы советовал западным лидерам тщательно проанализировать все это, вместо того чтобы во всем винить Россию", — сказал политик.
По его словам, сейчас нельзя втягиваться в новую холодную войну. Общие угрозы безопасности не исчезли: появились крайне опасные экстремистские движения, в частности так называемое Исламское государство, обостряются проблемы экологии, бедности, миграции, эпидемий, подчеркнул Горбачев. Перед лицом этих вызовов Россия и Запад могли бы "снова найти общий язык".
"Достаточно посмотреть вокруг — мир напряжен, общие вызовы, масса проблем, которые можно решить только совместными усилиями. Разобщенность между Россией и ЕС вредит всем, она ослабляет Европу в момент, когда глобальная конкуренция нарастает, когда другие "центры притяжения" мировой политики усиливаются", — подчеркнул первый президент СССР.