ЛОНДОН, 16 сен — РИА Новости, Мария Табак, Денис Ворошилов. Шотландцы в случае обретения их страной независимости могут следующим пунктом поставить вопрос о сохранении монархии.
Шотландия и Англия образовали единое Соединенное Королевство после подписания 1 мая 1707 года Договора об Унии, ратифицированного за год до этого парламентами обеих стран. С тех пор Англия и Шотландия были неразлучны, а в 1801 году к ним присоединилась еще и Ирландия, которая, впрочем, в 1921 году разделилась надвое, образовав Республику Ирландию и Северную Ирландию, оставшуюся в составе Соединенного Королевства.
Официальная позиция
Официальная позиция нынешних шотландских властей относительно монархии формулируется так: "Шотландия останется конституционной монархией столько времени, сколько этого будет хотеть ее народ".
По мнению первого министра Шотландии Алекса Салмонда, не так давно встречавшегося с Елизаветой Второй в ее шотландской резиденции дворце Балморал, монархия по-прежнему популярна среди населения страны, а посему ее ликвидация не имеет смысла. Таким образом, по версии части националистов, монархия в Шотландии сохранится в том формате, в котором она существует в Канаде, Австралии и других странах Британского Содружества. Елизавета Вторая оставит за собой титул королевы шотландцев и статус главы государства, национальный гимн будет ее прославлять, а все королевские резиденции в Шотландии останутся в ее распоряжении.
Такая ситуация будет напоминать времена, предшествующие Договору об Унии, когда у двух независимых стран — Шотландии и Англии — был общий монарх, которому приходилось короноваться дважды. Кстати, на необходимости восстановления шотландской церемонии коронации, не проводившейся с 1633 года, настаивает Церковь Шотландии, ведь коронация — обряд религиозный, а король в Великобритании и Шотландии является и формальным главой Церкви. Учитывая, что Церковь Шотландии находится сейчас в тяжелом финансовом положении, не исключено, что ее призывы объясняются вполне прагматичными соображениями.
Противники монархии
Однако с Салмондом согласны далеко не все, и если Елизавета Вторая наверняка закончит свои дни, сохранив титул королевы шотландцев, то ее сын принц Чарльз, а уж тем более внук принц Уильям и правнук принц Джордж могут остаться без шотландской короны.
Недавно министр юстиции Шотландии Кенни Маккаскилл заявил, что "вопрос о роли королевы предстоит решать народу Шотландии". Глава кампании за независимость Дэннис Канаван меньше чем через неделю после рождения принца Джорджа подчеркнул, что принц не должен в будущем стать королем Шотландии. Министр культуры Фиона Хислоп и министр по вопросам детства Айлин Кэмпбелл заявили о необходимости проведения референдума по вопросу о государственном устройстве независимой Шотландии. Против сохранения монархического строя выступают многие члены Партии независимости, Партии Зеленых и социалисты.
"Личное присутствие Елизаветы Второй на троне является гарантией сохранения уважения к английской монархии, но это основано целиком на ее статусе", — заявила в интервью одной из британских газет эксперт по конституционным вопросам Великобритании, научный сотрудник нескольких университетов Элизабет Котон. Она считает, что принц "Чарльз далеко не столь популярен".
Эксперт по монархическим вопросам Стивен Хэйслер научно-исследовательского института Global Policy убежден, что "шотландцы не станут терпеть принца Чарльза и предпочтут республиканский строй внутри ЕС".
Наконец, самым курьезным и маловероятным из всех возможных вариантов развития событий называется свержение шотландцами династии Виндзоров и возвращение на престол Стюартов. Дело в том, что у последних королей и королев из династии Стюартов имеются потомки. Один из них — баварский герцог, потомок обезглавленной в 1670 году младшей дочери Карла Первого Генриетты, другой — богатейшая женщина Испании, 18-я герцогиня Альба. Сейчас ей 87 лет, в ее распоряжении — состояние в 5 миллиардов долларов.
Королева страдает молча
Лично для королевы, официально занимающей, в соответствии со своим статусом конституционного монарха, нейтральную позицию по вопросу о предстоящем референдуме, отделение Шотландии не будет иметь больших последствий. Замки, принадлежащие ей лично, в том числе Балморал, останутся в ее собственности. Королева сможет также получать доход с принадлежащих лично ей угодий.
А вот земли, принадлежащие короне, скорее всего отойдут Шотландии. И если раньше доход с них передавался в государственную казну Великобритании, то в случае обретения Шотландией независимости средства станут собственностью шотландской короны, и ведать ими будет парламент Шотландии.
Все СМИ и все эксперты сходятся на том, что отделение Шотландии станет, в первую очередь, эмоциональным ударом для 88-летней королевы. Большая часть детства Елизаветы Второй, очень любящей Шотландию, прошла именно там, и лето она всю жизнь предпочитает проводить именно в Шотландии. Кроме того, можно сказать наверняка, что меньше всего королева хочет войти в историю как монарх, во время правления которого страна распалась.
И, хотя королева никогда не признает этого, многие СМИ предполагают, что раннее объявление о второй беременности герцогини Кембриджской Кейт объясняется не столько тем, что она вынуждена отменять официальные мероприятия, а желанием королевской семьи напомнить Шотландии о том, что вместе Англию и Шотландию ждет длинное и прекрасное будущее.