МОСКВА, 16 сен — РИА Новости. Московский государственный университет имени Ломоносова (МГУ) поднялся на шесть строк по сравнению с прошлогодним результатом, закрепившись в топ-200 лучших вузов мира по версии QS, свидетельствуют данные рейтинга зарубежных и российских вузов QS University Subject Rankings 2014. Число российских вузов — участников мирового рейтинга увеличилось еще на три университета.
Вновь улучшили свои позиции Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Московский государственный технический университет (МГТУ) имени Баумана и Новосибирский госуниверситет — 233 место (240 в 2013 году и 253 в 2012), 322 место (334 в 2013 и 352 в 2012) и 328 место (352 в 2013 и 371 в 2012) соответственно.
Впервые в рейтинге появились Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", занявший 490 место, Саратовский национальный исследовательский университет, представленный в группе 601-650, и МИСиС, занявший место группе 701+.
При создании рейтинга его авторы использовали шесть критериев: авторитетность в академической среде, соотношение профессорско-преподавательского состава к числу студентов, репутация среди работодателей, индекс цитируемости, доля иностранных преподавателей и студентов.
Улучшили свои позиции Московский физико-технический институт (перешел из группы 441-450 в 411-420), Казанский (Приволжский) федеральный университет (из 601-650 в 551-600), Национальный исследовательский Томский государственный университет (из 491-500 в 551-600), Национальный исследовательский Томский политехнический университет (из 551-600 в 501-550). РУДН переместился в группу 471-480 из 491-500.
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" остался в 501-550 группе. Сохранил свои позиции также Южный федеральный университет (601-650). Нижегородский госуниверситет имени Лобачевского, Российский экономический университет имени Плеханова, Дальневосточный федеральный университет, Воронежский госуниверситет остались в группе 701+.
По мнению авторов рейтинга, всем российским университетам удалось закрепить или улучшить свои показатели по академической репутации; 11 лидирующих российских университетов смогли сохранить позиции в рейтинге или значительно улучшить показатели в части узнаваемости среди работодателей. Новосибирский государственный университет при этом стал единственным государственным университетом, улучшившим свои показатели по индексу цитирования, чего не удалось сделать остальным российским вузам.
По мнению руководителя отдела исследований QS Бена Саутера, достижения российских вузов отражают те усилия, которые были сделаны в стране по интернационализации системы высшего образования, чтобы приблизиться к международным стандартам. Также, по его словам, "необходимо предпринять еще больше усилий, если российские университеты хотят занять более важные позиции в топе глобального рейтинга".
В рамках соглашения с Британской компанией QS Quacquarelli Symonds "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" представляет русифицированную версию десятого рейтинга лучших вузов мира по версии QS.
Компания QS Quacquarelli Symonds является ведущим международным поставщиком аналитической информации по высшему образованию и трудоустройству. Деятельность QS распространяется на 50 стран, она сотрудничает с более чем 2 тысячами ведущих вузов мира и 12 тысячами работодателей. Ежегодно QS оценивает около 3 тысяч вузов, выбирая из них лучшие. В рейтинг лучших университетов мира QS попадают только те университеты, которые предлагают все уровни образования: бакалавриат, магистратуру и докторантуру (или аспирантуру в российской практике). При этом в вузе должны охватываться как минимум две из пяти областей знаний: гуманитарные науки и искусства; инженерные и технические науки; естественные науки; медицина и науки о жизни; социальные науки и менеджмент. В 2013 году в общий список рейтинга вошли 800 университетов, представляющих 76 стран мира. В ходе подготовки рейтинга было опрошено более 62 тысяч представителей академического сообщества и более 27 тысяч работодателей.
Рейтинг QS создается для классических университетов, в которых преподаются дисциплины минимум двух разных предметных областей. Его составители уже 10 лет почти без изменений применяют шесть основных критериев оценки вуза: репутация в академической среде, цитируемость публикаций сотрудников вуза, соотношение числа преподавателей и студентов, отношение работодателей к выпускникам, а также относительная численность иностранных преподавателей и студентов.