Николай Малишевский (Беларусь), Центр международной журналистики и исследований
Именно поэтому Запад ужесточил экономические санкции против России. Санкции по-прежнему касаются финансового, нефтяного и оборонного секторов. Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин очень точно подметил: украинский кризис стал лишь поводом для них, не было бы этого — нашли бы другой. Происходящее на Украине – только предлог для санкций, являющихся одним из инструментов этой войны. Американцы воюют не за Украину, а против России.
Синхронно с началом украинского кризиса США проталкивают свой новый проект создания крупнейшей в мире зоны свободной торговли. Пакт, прозванный «экономическим НАТО», который может быть подписан уже в начале 2015 года, позволит США увеличить товарооборот с ЕС на 160 миллиардов долларов в год. Общий атлантический рынок может не только связать две крупнейшие экономики мира, но и поставит Европу в еще большую зависимость от Америки.
Поэтому США всеми силами подталкивают ЕС к крайне невыгодной европейцам экономической конфронтации и санкциям против России. С этой же целью в Вашингтоне сейчас обсуждают законопроект «О предотвращении агрессии России» и периодически заявляют о готовности ввести новые санкции против России в одиночку, в одностороннем порядке.
Санкции – излюбленный инструмент Запада. Достаточно напомнить, что уже к началу «нулевых годов», по данным ООН, более 52 процентов населения планеты находились под теми или иными санкциями.
Безусловно, все это идет вразрез с интересами ключевых стран ЕС. Прежде всего, Германии, стремящейся к углублению политической интеграции Европы. Именно эту страну Вашингтон стремится поссорить с Россией в первую очередь. США хотят сорвать на многие годы вперед возможность российско-германского в частности и российско-европейского сближения вообще. В том числе — за счет европейцев, у которых очень сильны связи с Россией. Помешать восстановлению исторической России – единственной силы, способной открыто противостоять устремлениям ангосаксов.
Россия – третий по величине торговый партнер ЕС, который, в свою очередь, является крупнейшим торговым партнером России. На российском рынке работает множество европейских кампаний. Только немецких – более 6 тысяч, динамично растет численность итальянских, французских. Разумеется, даже по этим причинам европейцам очень опасно и крайне невыгодно вводить санкции против конкретных секторов российской экономики, навязываемые Вашингтоном. Неудивительно, что локомотив европейской экономики, Германия, на которую приходится почти треть общего экспорта ЕС в Россию, крайне обеспокоена ужесточением санкций. По данным американской газеты «Уолл-стрит джорнэл», Берлин тревожит замедление экономического роста из-за конфликта на Украине. Оговорка насчет «конфликта» — реверанс в сторону Барака Обамы. Тревоги Берлина не имеют никакого отношения к Украине, они вызваны добровольно принятыми на себя обязательствами следовать в фарватере антироссийской политики Вашингтона.
Министерство экономики ФРГ констатирует: противостояние с Россией крайне негативно сказывается на немецком бизнесе. Только в этом году, по оценке Федерального объединения торгово-промышленных палат Германии, санкции против России будут стоить свыше 6 миллиардов евро, от введенных ограничений пострадает около 25 процентов немецких экспортеров. По данным Федерального объединения среднего бизнеса и Восточного комитета экономики Германии, санкции ставят под угрозу около 25 тысяч рабочих мест в стране и равнозначны потере половины процента ВВП. В целом на российский рынок работают свыше 300 тысяч сотрудников немецких кампаний. Поэтому полное прекращение сотрудничества способно обернуться для переживающей не лучшие времена экономики Германии катастрофой.
Усиление санкций также подрывает энергетическую безопасность Евросоюза и Германии, в последние годы активно реализующей программу отказа от атомной энергетики. Это сделало Берлин более зависимым от газа из России, доля которого составляет сегодня около 28 процентов.
Даже ведущие англосаксонские издания признают, что санкции против России стали крупнейшей ошибкой Запада. Это утверждает, например, британская газета «Гардиан», добавляя: «Абсурдно продолжать их вводить, потому что они ударяют по западным компаниям и экономикам и все равно не меняют политику России». С этим полностью согласна американская «Вашингтон пост», резюмирующая: «Если США стремятся изменить политическое поведение России, санкции не являются решением».
Глава комитета сената США по разведке, сенатор-демократ Диана Файнстайн 31 августа заявила, что США надо отказаться от санкций против России и начать с ней прямой диалог, поскольку граждане России «очень храбрые, и переживут любые экономические трудности», а санкции слабо повлияют на российскую политику в отношении Украины. Бывший министр обороны США, сенатор-республиканец Уильям Коэн заявил, что власти «убивают американский бизнес» новыми экономическими пенальти. С этим согласны сделавшие схожие по смыслу заявления сенаторы-республиканцы Боб Коркер и Джон Фихери.
Национальная ассоциация промышленников и Торговая палата США еще в июне предостерегла Вашингтон от введения новых санкций, которые ударят по производителям США и будут стоить американцам рабочих мест. «Единственный результат таких санкций будет состоять в том, что компании США окажутся отрезанными от иностранных рынков и откажутся от возможностей ведения бизнеса в пользу компаний из других стран», — говорится в их совместном заявлении, опубликованном в нескольких американских изданиях.
Все это – уже диагноз, который поставил бизнес и часть элиты США неуемному желанию Белого дома «покарать Россию за Украину». Торговые ассоциации США боятся, что даже временные санкции существенно отразятся на экспорте и приведут к переоценке политических рисков, связанных с поставками. Один лишь факт попадания под санкции нескольких крупных российских банков способен замедлить экономический рост США и сделать американский импорт дороже на фоне падения курса рубля. Минфин США признал в июле, что санкции сильно вредят компаниям «Виза» и «МастерКард» и негативно влияют на бизнес международных операторов платежных систем.
При этом американский экспорт в Россию еще в середине лета достиг новой рекордной отметки в 1,2 миллиарда долларов. По данным той же «Уолл-стрит джорнэл», только в мае он вырос на 20 процентов. Это обстоятельство, вкупе с надеждой навязать европейцам свою игру через Трансатлантический торговый пакт и помешать процессу евразийской интеграции, пока делают власти США глухими к призывам своих производственников, бизнесменов и трезвомыслящих политиков. Да и просто тех, над кем нависла угроза потерять рабочее место.
По словам вице-президента Национальной ассоциации промышленников Линды Демпси, санкции только навредят американскому бизнесу без ущерба для России, поскольку «наши конкуренты в Европе и Азии с легкостью заполнят пустующие участки (рынка – Н.М.)». С тем, что как только США хлопнут дверью, их место займут «союзники», согласны и эксперты журнала «Форбс». Они уже давно сообщили, кто и как может это сделать. Например, в электронике место американских «Ай-Би-Эм» и «Хьюлетт-Пакард» могут с легкостью занять их японские конкуренты «Хитачи», «Тошиба» и «Эн-И-Си». Нишу «ЭксонМобил» в российской нефтяной отрасли – европейцы, вроде норвежской «Статойл» или французской «Тоталь». Неудивительно поэтому, что глава «ЭксонМобил» Рекс Тиллерсон стал первым руководителем крупной американской корпорации, высказавшимся против введения дальнейших санкций.
«У Америки больше нет достаточной власти, чтобы обескровить российскую экономику, и она выстрелит себе же в ногу, если попытается это сделать», — резюмируют эксперты «Форбс». Этот тезис вполне применим и к Евросоюзу. Например, Брюссель планирует усилить санкции за счет блокирования финансирования проектов по линии Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Однако подобная мера способна нанести лишь временный и ограниченный ущерб. Ведь финансирование можно получать и в странах БРИКС, которые Владимир Путин уже призвал разработать систему мер против санкций США, включающую создание своего банка развития и пула валютных резервов.
Наконец — главное. Все эти санкции против России, противоречащие правилам Всемирной торговой организации, как бы их не ужесточали, никак не способны урегулировать украинский кризис. Зато «майданный» премьер-министр Арсений Яценюк 13 сентября от всей души поблагодарил страны Запада за введение новых секторальных экономических санкций против России. За что? Он сам и объяснил: в нынешнем году экспорт в Россию уже снизился на 2,5 миллиарда долларов…
Премьер, видимо, хорошо знает творчество своего знаменитого соотечественника Николая Гоголя, поведавшего об унтер-офицерской вдове, которая сама себя высекла. Но, в угоду «западным друзьям», готов разрушить всю украинскую экономику.