МОСКВА, 11 сен — РИА Новости. Председатель миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы, заместитель председателя Братства православных следопытов иеромонах Димитрий (Першин) рассказал РИА Новости о своем видении актуальных проблем российского образования и способов их решения.
Отказ от приоритета ЕГЭ
— Прежде всего, надеюсь, будут учтены ошибки прошлых лет, и, поэкспериментировав с ЕГЭ, министерство образования вернется к классической схеме, взятой за основу еще в царской России, а потом и в советской педагогике, когда выпускников просят показать не только знания каких-то правил и формул, но и то, как они овладели речью, навыками гуманитарной и естественно-научной мысли, алгоритмами решения сложных, разветвленных задач.
Ведь именно эта сложная культура мысли и делает человека человеком, задает всю парадигму научного познания мира. И в этой развивающей мозги, а не только "запоминалку", школе мысли и заключалось колоссальное преимущество российской (советской) системы образования перед многими иными. Но, увы, все последние годы министерство вычеркивало эти горизонты школьного образования, слепо копируя западные образцы, кстати, уже давно устаревшие и за рубежом.
Думаю, Министерству образования ничто не препятствует унять свой рефоматорско-утопический зуд и все же вернуться – с учетом, конечно, и новых технологий, и экзаменационных тестов, которые, вероятно, так или иначе останутся, но в разумных пределах – к базовой образовательной модели, укорененной в немецко-голландской традиции. На Руси ее привил Петр Первый, что в короткие сроки позволило ей стать страной и фундаментальной науки, и технического прогресса. И мне непонятно, зачем продолжать выламывать из школьной педагогики этот краеугольный камень российской цивилизации.
Ограничение "пивного пластика"
Вторая моя надежда на то, что в этом году Госдума все же примет во втором и третьем чтении закон об ограничении до полулитра объема "пивного пластика" (мы предлагали его вообще запретить). Дело в том, что именно молодежь наиболее привержена пивному алкоголизму. А ведь в каждой пивной пятилитровке содержится полторы бутылки водки. Кроме того, этиловый спирт, растворяя пластик, образует очень ядовитое химическое соединение. И это, к сожалению, "выкашивает" больше наших детей, чем все автомобильные аварии вместе взятые. Спиваются просто поколениями, особенно в селах. Во многих городах мы видим пьяных детей – 12-ти, 13, 15 лет, которые тянут это жуткое пойло, эту бурду.
Учитывая, что бенефициары крупных пивных компаний находятся за пределами России (за одним исключением), я надеюсь, что наши депутаты доведут начатое дело до конца, чем спасут не одну жизнь. Отмечу, что в этом вопросе полностью совпадают позиции как Православной церкви и многих общественных организаций, в частности, "Лиги здоровья нации", так и всей школьной системы образования в стране.
Полтора года назад миссионерская комиссия Москвы направила более 30 писем руководству ключевых ведомств нашей страны, как результат — был внесен и принят в первом чтении вышеупомянутый закон, и мне все же очень бы хотелось увидеть на нем подпись президента.
ОРКСЭ в старших классах
И третье – надеюсь, в наступающем году получит дальнейшее развитие проект «Основы религиозных культур и светской этики». Как член редсовета и редколлегии учебника «Основы православной культуры» (автор – протодиакон Андрей Кураев) я рад тому, что никоим образом не сбылись катастрофические прогнозы, которыми нас стращал, например, детский омбудсмен Москвы Евгений Бунимович. Нет никаких конфликтов на религиозной или околорелигиозной почве, вызванных изучением этого предмета на рубеже начальной и средней школ, и я думаю, что это хороший знак и добрый повод, чтобы дальше продолжить эту работу.
Полагаю, стоило бы подумать о введении в 9-10 классах такого же годового или полугодового курса — прошедшего, конечно же, серьезную научную и общественную экспертизу — с тем, чтобы дать прорасти светлым росткам сопереживания и понимания другой религиозной культуры на уровне уже не детского восприятия, но подростковой рефлексии.
Ни для кого не секрет, что самый серьезный вызов для России – это угрозы межнациональных и межрелигиозных взрывов, и единственное лекарство здесь – это просвещение. Этот вызов нам бросают разного рода неоязыческие, псевдоисламские и псевдохристианские, фундаменталистские секты и течения. И только запретами и ограничениями саму эту проблему не решить. Мы все время опаздываем, бьем по хвостам, вместо того, чтобы явить нашим старшим подросткам подлинную культуру этической и религиозной мысли, внутренний мир Рублева и Достоевского, Суворова и Рахманинова.
Так что, надеюсь, инициатива патриарха Кирилла, несколько лет назад ходатайствовавшего о введении курса ОРКСЭ на уровне начальной и средней школы, получит свое развитие и мы продолжим работать, может быть, уже над первыми текстами учебников для более старших классов. Опять же, это должно быть предельно публично, открыто, в рамках широкого диалога. Может быть, стоит начать с реализации в каких-то регионах пилотных проектов. Но, мне кажется, в любом случае в этом направлении надо двигаться.
Во всяком случае, ведущие страны и Европы, и обеих Америк гораздо больше внимания, чем мы, в своих образовательных стандартах уделяют, как ни странно, именно высокому богословию, высокой богословской традиции. То же самое было и в России до октябрьского переворота 1917 года. Теперь же мы докатились до того, что даже переводчики "Гарри Поттера и…" вынуждены маркировать цитаты из Нового Завета вставками «это изречение из Библии», каковых в оригинальном английском тексте, конечно же, нет. Иными словами, советская и постсоветская дремучая безграмотность лишает наших детей возможности быть своими во всех тех измерениях человеческой культуры, что пронизаны светом христианских ценностей. Зачем же нам и далее поколение за поколением плодить невежество? Насколько я понимаю, задача школы в обратном.
Главное — обратная связь
Подводя итоги, замечу, что и в области школьного образования никто не отменял древний гиппократовский императив: «не навреди». И прежде чем будут внедряться какие-либо инновации и реформы, приниматься решения, все-таки будет проводиться их широкое обсуждение, будет обратная связь. Не стоит забывать о том, что каждая такая новация режет по живому.
Так что хотелось бы надеяться, что в новом учебном году руководство Минобразования научится прислушиваться к мнению учителей, детей и родителей. Безусловно, с приходом министра Дмитрия Викторовича Ливанова ситуация начала меняться к лучшему, но хотелось бы, чтобы этот диалог стал еще интенсивнее.