НЬЮПОРТ (Великобритания), 5 сен — РИА Новости, Денис Ворошилов, Владимир Добровольский. Страны-члены НАТО приняли план по усилению коллективной обороны альянса и договорились о параметрах создаваемых сил быстрого реагирования в ответ на политику России в отношении Украины.
Второй день саммита Североатлантического альянса был полностью посвящен обсуждению плана главами государств, министрами обороны и иностранных дел. Все гости саммита согласились с необходимостью актуализации мер по реагированию на новые угрозы и сочли действия России на Украине главной причиной для беспокойства.
"Мы только что согласовали план готовности к действиям для усиления коллективной обороны НАТО. Это — демонстрация нашей солидарности и решимости", — сказал Расмуссен на пресс-конференции после заседание Североатлантического совета.
При этом генсек НАТО особо отметил, что альянс будет рассматривать кибератаки на одного из членов НАТО как агрессию против блока в целом. Позже высокопоставленный представитель альянса пояснил журналистам, что ключевым элементом плана является также кибербезопасность альянса, а также Украины, для которой страны блока создают четыре целевых фонда по поддержке обороноспособности, в том числе и в киберсреде. Чиновник уточнил и высказывание Расмуссена — дискуссия о том, чтобы кибератаки расценивались согласно нормам о коллективной безопасности, пока ведется, однако окончательного решения об этом не принято, есть лишь политическая воля для этого.
Силы быстрого реагирования
Подразделения сил быстрого реагирования НАТО для обороны восточноевропейских членов альянса будут насчитывать несколько тысяч военнослужащих, готовых к быстрому развертыванию, рассказал Расмуссен.
Готовность разместить эти силы выразили страны Прибалтики, Польша и Румыния. Вместе с тем точный размер, состав сил быстрого реагирования, а также места расположения баз снабжения и командования еще предстоит разработать.
"Нужно еще также посмотреть, где будут располагаться опорные пункты. Но на данный момент я отметил указания от балтийских стран, Польши и Румынии на то, что они хотят принять на своей территории такие опорные пункты", — сказал Расмуссен.
После завершения холодной войны началась трансформация НАТО, которая переходит от самообороны в непосредственной зоне своей ответственности к формированию мобильных, хорошо оснащенных экспедиционных сил быстрого реагирования, для действий вне евроатлантического пространства. В 2002 были созданы Силы реагирования НАТО (около 17 тысяч с потенциалом в 25 тысяч человек, развертываемые за пять дней), а в 2003 более медленные Силы высокой готовности (шесть сухопутных, пять морских и три воздушных соединения, развертываемые за 20-30 дней).
Весной 2014 года руководство альянса предложило повысить эффективность Сил реагирования в контексте украинского кризиса. В частности, было решено создать группу высокой боеготовности в рамках Сил реагирования, которые будут нести службу в местах постоянной дислокации и станут еще более мобильными (развертываемыми в районе проведения операции за два дня). Предполагается также создать в Восточной Европе инфраструктуру для присутствия таких подразделений, чтобы увеличить скорость развертывания и обеспечить контроль над операцией.
Отношения с РФ не разорваны
"Мы не принимали никаких решений о том, чтобы отдаляться от Основополагающего акта Россия-НАТО, мы придерживаемся его принципов, тогда как Россия нарушила правила этого документа", — сказал Расмуссен на пресс-конференции.
Накануне представители руководства НАТО заявили, что все отношения с РФ заморожены, однако блок не намерен упразднять временно не работающий Совет Россия-НАТО.
При этом участники саммита заявили о поддержке тех стран, которые желают стать членами альянса, и очертили перспективы Черногории по присоединению к блоку. Ожидаемым, но важным решением стало согласование большого пакета мер содействия Грузии по вступлению в альянс. Расмуссен отметил, что руководство альянса приветствует намерение грузинских властей сблизиться с НАТО и будет впредь оказывать поддержку в этом. Вместе с тем он подтвердил, что НАТО продолжит придерживаться политики "открытых дверей" для всех стран, которые захотят стать членами организации, а решение о членстве Черногории будет принято до конца 2015 года.
Ранее Расмуссен пояснил, что приглашение не означает окончательного решения о членстве. Он отметил, что "это приглашение к окончательным переговорам для подготовки окончательных документов". По его словам, для приглашения необязательно решение саммита, его могут сделать министры иностранных дел.
Ирак остается в повестке
"Если НАТО получит запрос от властей Ирака о направлении миссии альянса по укреплению обороноспособности сил этой страны, то этот запрос может быть рассмотрен. Пока мы не получали никаких запросов", — сказал Расмуссен.
По его словам, тема борьбы с группировкой "Исламское государство" обсуждалась в ходе саммита альянса в Уэльсе. "НАТО приветствует действия отдельных членов альянса по помощи Ираку в борьбе с ИГ", — добавил Расмуссен.
Ранее глава Пентагона Чак Хейгел заявил, что в международную коалицию по борьбе с ИГ вошли 10 стран: США, Великобритания, Франция, Германия, Канада, Австралия, Турция, Италия, Польша и Дания.