Рейтинг@Mail.ru
Ангелопулос: греческие бизнесмены за отмену санкций ЕС против Москвы - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ангелопулос: греческие бизнесмены за отмену санкций ЕС против Москвы

© Фото : Геннадий МельникАлександрос Ангелопулос
Александрос Ангелопулос
Читать ria.ru в
Дзен
Предприниматели Греции призывают как можно быстрее отменить санкции и готовят заявление об отношениях с Россией, рассказал член правления национального агентства Invest in Greece, вице-президент одной из крупнейших гостиничных сетей Греции Aldemar Александрос Ангелопулос в интервью РИА Новости в Афинах.

Санкции Евросоюза против России сказались на туристической отрасли в Греции — количество российских туристов уменьшилось. Причиной стало резкое повышение курса евро, общеполитическая ситуация и сообщения о санкциях Запада. И хотя поток туристов из других стран растет, ситуация в отрасли очень сложная. Предприниматели Греции призывают как можно быстрее отменить санкции и готовят заявление об отношениях с Россией, рассказал член правления национального агентства Invest in Greece, вице-президент одной из крупнейших гостиничных сетей Греции Aldemar Александрос Ангелопулос в интервью корреспонденту РИА Новости в Афинах Геннадию Мельнику и главному редактору газеты "Афинский курьер" Федору Игнатиадису.

Агентство Invest in Greece занимается привлечением инвестиций в Грецию и продвижением экспорта. До недавнего времени Ангелопулос входил в правление Греко-российской торговой палаты, занимающейся развитием экономических и торговых отношений между двумя странами.

— Господин Ангелопулос, через три-четыре недели завершается высокий туристический сезон. Каковы его предварительные итоги? Насколько упал поток туристов из России и Украины? Раньше прогнозировали снижение на 5-15%, подтверждается ли это?

— Имеющиеся на настоящий момент данные говорят о падении на 10-15%, но в общем итоге оно может достичь 20%. Однако важно не только снижение в цифрах, но и то, что покупательная способность тех, кто приехал в Грецию, была очень низкой. Реальные финансовые возможности находятся у той части российского общества, которая больше не путешествует в Грецию. В то же время, несмотря на тысячи исключений, мы видим, что Россия сильно поднялась.
Но мы не смогли воспользоваться благоприятным случаем, чтобы стать хорошим туристическим направлением. И это неправильно, поскольку греки являются русофилами, дружелюбно относятся к русским. Политики могут быть непонятными, но греки в целом друзья русских.

— Вы являетесь почетным консулом Украины на Пелопоннесе. Как изменилась ситуация с туристами из Украины в этом году?

— Произошло падение на 50%, хотя еще не конец сезона. Украина в целом в очень сложной ситуации. Хотел бы сказать, что русские и украинцы — братские народы, а братья, бывает, ссорятся. Я верю, что рано или поздно они осознают, что они братья. Они вспомнят, что они братья.

— Однако из других стран поток туристов вырос?

— Из большинства стран Центральной Европы было увеличение. Но в июне и в июле было впечатляющее уменьшение количества туристов из Германии из-за чемпионата мира по футболу, проходившего в Бразилии. Официальные статистические данные из Германии говорят о падении до 16% в июне и до 13% в июле. Немец хочет пить свое пиво в своей компании, он не хочет путешествовать, чтобы посмотреть чемпионат мира по футболу. И этого никто не предвидел.

— Правительство Греции в конце июня ожидало приезда 22 миллионов туристов, сейчас говорят о 19 миллионах.

— 22 миллиона — это вместе с пассажирами круизных судов, или 20 миллионов без них. Сейчас ожидается, соответственно, 21 и 19 миллионов. Так что прогноз снижен на 1 миллион туристов. Но это максимальные оценки.

Рост на греческом рынке есть, и идет он благодаря трем причинам. Первая — Греция в финансовом отношении дешевая страна. Вторая — на длительный период закрылась Северная Африка, сейчас она открывается. Третья и важная — Греция все-таки стабильная страна, без экономических и политических потрясений. Понятно, что у нас экономический спад, но у нас нет беспорядков.

Греция дает качественный продукт за те деньги, которые платит турист. При этом Греция дешевле Турции и дешевле в широком регионе, за исключением Египта, находящемся в сложной ситуации. Но это повод не радоваться, а, скорее, биться головой о стену. Здесь (в Греции) Европейский союз, здесь цены Европейского союза, здесь не цены Египта.

Но есть и другой момент. Многие гостиницы выставлены на продажу или поглощаются банками. Так что в октябре у нас будет вторая часть "благоприятного" туристического сезона. Что будут делать банки с необслуживаемыми долгами и недвижимостью?

Я не буду приукрашивать картину. Мы имеем увеличение туристического потока за счет более дешевого продукта и более дешевого туриста. А значит, мы не воспользовались благоприятным моментом последних трех лет и не получили лучшую часть туристического пирога, который был в Восточном Средиземноморье.

Сейчас очень многие гостиницы выставлены на продажу или их владельцы ищут удобный случай, чтобы продать бизнес. Один простой пример. Многие гостиницы продают свой продукт ниже себестоимости. Так, например, при себестоимости в среднем all inclusive в 35 евро на человека есть отели, которые продают подобный продукт в низкий сезон за 19 евро и ждут трех месяцев высокого сезона, чтобы покрыть убытки и что-то заработать. Но это не означает, что они выживут, поскольку у гостиницы есть расходы и зимой, когда она закрыта. Это ошибочная тактика.

Когда-то я вышел и сказал коллегам: "Было бы прекрасно, если бы мы были южной оконечностью России". Мне тогда заметили, что такие вещи не говорят. Но давайте говорить прямо — когда у тебя лучшая часть Земли, а к тебе относятся как к худшим, надо много работать, чтобы доказать обратное.

Греция — лучшее место на Земле для отдыха. Но Греция не находится в приоритетах европейской политики.

— Зимой туристов в Греции очень мало, хотя в это время года и погода хорошая, и совершать экскурсии намного приятнее, чем в 40-градусную жару. Почему туристы не едут зимой? Что делается, чтобы изменить ситуацию?

— Министр туризма Ольга Кефалоянни старается, но весь вопрос в авиакомпаниях. Они должны организовать рейсы. Если будут полеты, все остальное решится. Например, в Афинах есть ночная жизнь до 2-3 часов ночи, чего нельзя встретить в других европейских столицах. И должны быть организованы авиарейсы, чтобы туристы могли легко приехать и зимой. И в регионах, например, на Крите, погода позволяет привлекать туристов и зимой.

Другой пример привлечения иностранцев — агротуризм. Пока только в Италии и частично в Испании удалось реализовать соответствующие программы. Турист может приехать в Грецию и провести время в самый приятный и комфортный по погоде период года. Необязательно при этом доить козу, но ты можешь попробовать самые лучшие и качественные продукты сельского хозяйства, приготовленные специально для тебя, и это хороший стимул для агротуризма. Помимо этого, можно понять дух страны через деревенский быт.

А где проходят подготовку спортсмены зимой? В Турции. Но у нас климат не хуже и даже лучше, он менее влажный и больше подходит для тренировок.

Медицинский туризм. Сейчас он находится на старте. В Греции прекрасные врачи. Министр туризма уже продвинула контакты с министерством здравоохранения. Ведь что сделали израильтяне? Они направляли своих врачей в Москву, и после этого Израиль стал топовым направлением по медицинскому туризму во всем Средиземноморье. Мы в Греции являемся лидерами в мире по экстракорпоральному оплодотворению, одними из лучших по дифракционной коррекции зрения.

Мы должны дать толчок развитию других направлений туризма, а предприниматели дальше сами подхватят.

— Греция с мая 2013 года запустила проект "Город выходного дня" — City break. Стало ли больше туристов приезжать в Афины, в Салоники на два-три дня посмотреть достопримечательности?

— Рост есть, особенно в Афинах. Но развитию City break мешают расстояния. Полет из Германии в Австрию занимает полчаса. Чтобы провести выходные в Афинах, вам потребуется трехчасовой перелет, а это значительно уменьшает количество свободного времени. Турист хочет провести как можно больше времени на месте, а не в самолете. В Греции надо развивать модель трехдневных туров выходного дня вместо двухдневных и сочетать их еще с чем-либо — с фестивалями. Это концепция, которую продвигает Германия, в частности, пивной фестиваль Октоберфест. Или возьмите бесчисленные выставки в Германии.

— Но в Греции есть карнавал в Патрах. Кстати, меня удивило, что в археологическом музее в Патрах — одном из лучших и самых современных музеев Греции — нет посетителей, приходят всего несколько человек в день. Растет и интерес российских туристов к Пелопоннесу, но туда трудно добраться, нет современных аэропортов.

— Как нас заверили в министерстве транспорта, в ближайшее время будет рассмотрен вопрос модернизации аэропорта Араксос. За ним последует аэропорт Каламата. Эти два аэропорта расположены на западе Пелопоннеса.

Во-вторых, что делают сами музеи для привлечения туристов? Турист должен четко представлять, что он увидит в каждом конкретном музее. Я бы предложил подробно описывать самые значимые экспонаты музеев. Если я буду знать, что увижу там, я пойду туда, как в Голландии я пойду в музей Рембрандта, а не просто в какой-нибудь музей. Экспонаты дают музею известность и славу.

Еще один пример — Древняя Олимпия. Здесь начинались Олимпийские игры, и каждые два года, перед Летними и Зимними играми, Олимпия находится в центре внимания мировых СМИ. Вокруг археологического комплекса есть огромный неиспользуемый участок земли. Если бы у меня были свободные деньги, я в первую очередь организовал бы там тематический парк по типу Диснейленда или Астерикса, чтобы каждый посетитель смог почувствовать дух новых Олимпийских игр рядом с местом, где они родились. Если кто-то обратится ко мне за советом, куда вкладывать деньги в Греции, то в первую очередь именно в тематический парк в Олимпии. Не придется даже покупать землю, так как можно сделать партнером местный муниципалитет, отчисляя ему процент с продажи билетов. Кроме лицензии от властей практически не требуется ничего.

— Раньше туристы из России считались самыми щедрыми — каждый россиянин оставлял в Греции около тысячи евро, больше туристов из других стран. А что сейчас?

— Российские туристы сейчас находятся близко к среднеевропейскому уровню трат и уже ни в чем не напоминают "старых" добрых туристов, которые сохранились лишь в некоторых местах и некоторых отелях. Но это небольшое исключение, которое подтверждает правило, что Греция привлекает сейчас массового туриста. В этом есть и наша вина.

— После банкротства ряда российских туроператоров Ростуризм и РСТ составляли черные списки отелей, которые требовали от туристов обанкротившихся компаний повторной оплаты. Как бы вы могли прокомментировать ситуацию?

— Вы знаете, что к расследованию подключились прокуроры. Главную ответственность несет туроператор, который обанкротился.

Экономическую и другую ответственность несут владельцы и генеральный директор компании. Естественно, требуется проверить и принимающую сторону, но их ответственность гораздо меньше. Большую ответственность несет и авиаперевозчик.

То, что компания ("Лабиринт") обанкротится, нам было ясно уже за несколько месяцев до этого. И если об этом знали мы, то почему об этом не знали российские власти? Здесь позиция гостиницы предельно ясна и не зависит от того, из какой страны приезжает турист — России, Франции, Англии. Если его пребывание проплачено, гостиница обязана его разместить.

Однако здесь начинается самое интересное. "Лабиринт" направлял туристов в конкретные гостиницы, порой даже не уведомляя клиента, где его поселят. Денежные потоки предоплаты направлялись в конкретные отели.

Мошенничество здесь выходит за национальные границы. Для него требуется отель, местный туроператор и российский туроператор. Это все должен расследовать прокурор, и тогда все станет ясно.

Но нельзя обобщать ситуацию на всех честных предпринимателей, пострадавших от банкротства конкретного туроператора. Нет ни одной честной греческой компании, работавшей с "Лабиринтом" и не понесшей убытки.

Если гостиница получила деньги от туроператора, она обязана принять клиента. Если же туроператор знает о своем предстоящем банкротстве и не предупреждает партнеров, то он несет полную ответственность за это. В случае с "Лабиринтом" есть конкретная гостиничная сеть, которой оплатили пребывание туристов за весь сезон 2014 года и выплатили аванс на 2015 год. И непонятно, почему расследование до сих пор не обнаружило эти факты.

Поэтому давайте не будем всех греческих отельеров сваливать в одну кучу. Мошенники есть и в Греции, и в России. Возможно, мы виновны в том, что, зная суть дела, своим молчанием покрываем их.

—  После того, как 16 июля турфирма "Нева" объявила о своем банкротстве, выяснилось, что некоторые греческие компании и гостиницы еще за три недели до этого прекратили работать с ней из-за того, что та не платила. Почему мы узнаем о таких вещах задним числом?

— За три недели? Я считаю, что можно было бы проинформировать и за два месяца. Надо всем рассылать подобную информацию, чтобы защитить самих себя, сейчас же половина России считает, что Греция состоит из мошенников.

Отельер заключает соглашение с местным туристическим бюро, которое здесь представляет, например, турфирму "Нева". Если же у "Невы" и турбюро плохие отношения, отельер не знает, что происходит. Если мне, например, за бронь номеров заплатил туроператор, то я их держу, поскольку я получил деньги. Это дело чести. Нельзя выгнать клиентов раньше срока.

Мы писали всем сотрудникам своей сети: "Продолжайте принимать клиентов от туроператора, поскольку бронь была гарантирована и оплачена".

Некоторые другие отельеры писали: "Раз вы приехали, мы вас оставим, хотя вы и живете за наш счет". И на оставшийся сезон второй раз продавали номера, которые уже были оплачены.

Выяснить все это возможно.

По моему мнению, банкротство "Невы", других компаний, связано с тем, что некоторые туроператоры, особенно в России, пытались продать туры по ценам ниже, чем они сами покупали. К примеру, несколько туроператоров покупают номера по 100 евро, а один решает продавать по 80 евро, чтобы немного "сдвинуть" рынок, другой туроператор также должен снизить цены на 20 евро, и за ними последуют остальные.

Но всегда найдется кто-то, решивший снизить цены до 70. И мы каждую неделю видели, что творится на рынке. Туроператоры собирали деньги клиентов и их теряли, ставя цель получить прибыль позднее. Что в итоге получилось? Они наделали долгов. Это была стратегия пирамиды. Прокуроры должны изучить феномен пирамиды. Люди, которые задолжали, выходили на рынок без обязывающих контрактов. Они создали огромную проблему для рынка — все меньшее движение, все меньшие цены, все меньший оборот и большие потери.

Ну а что касается "Лабиринта", если кто-нибудь начнет искать, то обязательно поймет причины падения.

— В прошлом году было несколько серьезных происшествий с российскими туристами. Это и громкий случай нападения аниматора на мальчика, и погибшие и пострадавшие туристы. Понятно, что основная часть происшествий происходит по вине самих туристов. Каково ваше мнение по ситуации с безопасностью туристов?

— Произойти может всякое. Виновными могут быть и туристы, и отельер. Но даже если виновны сами туристы, владелец гостиницы должен пытаться найти решение проблемы и помочь им. Если же виновен отельер, то он должен иметь мужество признать: "Я сделал ошибку, я вас поддержу как только могу".

В случае с мальчиком, на которого напали с ножом, были совершены ошибки, но ведь вся Греция и все гостиницы не должны отвечать за действия одного владельца гостиницы. Теперь это дело правосудия, пусть оно даст оценку. Незаконная трудовая деятельность, даже если и не имеет отношения к преступлению, сама по себе является преступлением. Это также должно решать греческое правосудие.

У нас в каждой гостинице по три проверки проводят ответственные органы по контролю трудовой деятельности, проверяют трудовые книжки.

Вообще же я считаю, что на греческих предприятиях в период кризиса должны работать греческие трудящиеся. Не только греки, но надо брать столько греков, сколько позволяют местные условия. Предприятия несут ответственность перед обществом. Это вопрос и конкурентоспособности.

— В этом году несколько туристов утонули на Закинтосе…

— Такие случаи связаны в основном с употреблением алкоголя. Надо сказать, что туристы, и особенно это касается россиян, много пьют, и в два-три часа дня можно видеть очень пьяных людей. Система "все включено" (All Inclusive) имеет и хорошие стороны, и плохие. Я не могу следить за тем, кто, что и сколько пьет, к тому же на жаре, и затем идет купаться.

— Но это проблема не только российских туристов, это касается и поляков, один из которых буквально на днях убил служащего гостиницы в Греции, и британцев…

— … и скандинавов. Мне кажется, что гостиницы должны ставить какие-то ограничения, вносить в договоры пункты об ответственности.

Кстати, мы разрешаем употребление некоторых видов алкоголя (в гостиницах) только после 12 часов дня. Некоторые туристы начинали пить с 10 утра, мы это изменили. Еще более страшно, что есть российские родители, которые приходят с детьми и просят алкогольные напитки и для несовершеннолетних. Ребенок в 13 лет не должен пить, а отец просит для него коктейль на основе водки. Это неправильно.

— Что касается санкций Евросоюза, введенных против России, и ответного эмбарго Москвы на ввоз сельскохозяйственной продукции из стран ЕС. Санкции ударили и по туризму, и по производству. Что делают греческие предприниматели для их отмены?

— Часть государственных служащих (из России) в этом году не поехала отдыхать в Грецию, а проводит отпуск в регионах за пределами Евросоюза или в России — в Крыму, в Сочи и так далее.

Мы, предприниматели, не можем сидеть и жаловаться на конкретное политическое решение важнейшего политического лидера Запада и Востока, ставшее ответным. Греческая сторона знает и понимает, что у нее сильные связи с Россией и они должны быть еще крепче. К сожалению, мы слишком привязаны к повозке Евросоюза и должны следовать за ней. Однако в то же время я вижу, что у Германии — какая радость! — будет все нормально в двусторонних отношениях.

Я не вижу, как противостоять этой проблеме, кроме как внимательно следить за ней.

По моему мнению, для Греции было бы хорошо объяснить, что она не может иметь конфронтационные отношения с Россией, с которой мы все связаны. Неправда, что премьер-министр и другие не хотят быть ближе к России, но Евросоюз, Брюссель не позволяют нам перейти установленные ими рамки.

Мы, как предпринимательское сообщество, не делаем политический анализ, но то, что мы видим, предельно просто — санкции необходимо отменить как можно быстрее на благо Европейского союза и Греции и в то же время России.

Россия и Европа нужны друг другу, и я надеюсь, что они все уладят. Это не только мое мнение, но и большинства. Здесь экономическая дипломатия должна идти перед дипломатией политической. И экономическая дипломатия высокого уровня, которой сейчас нет в двусторонних отношениях.

Я надеюсь, что мы скоро сможем дать ответ на этот вызов и есть люди, которые от имени предпринимательского сообщества выскажутся об отношениях с Россией.

В Греции есть очень мощное экономическое сообщество, которое желает хороших отношений с Россией.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала