Андрей Правов, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Встречи делегаций с перерывами продолжаются более двух недель. То почти полностью срываясь, то возобновляясь. Каждая из сторон жестко придерживается своих условий.
Так все же, заканчивается война или нет? Этот вопрос не дает сейчас покоя и израильтянам, и палестинцам. Для тех и других последние события вокруг Газы оказались очень болезненными. Между тем поступающая с переговоров в Каире информация противоречива. Единственный вывод, который можно сделать — достигнутые мирные договоренности очень хрупки, в любой момент противостояние может возобновиться.
Но как это всегда бывает, жизнь берет свое. Снова многолюдно в открытых кафе на набережной Тель-Авива. А телекомпания Евроньюс показала свадьбу, состоявшуюся в воскресенье днем в секторе Газа, в небольшом городке Рафах, на границе с Египтом. Согласно информации начала августа, городок этот сильно пострадал во время израильской операции "Нерушимая стена", и ранее, как сообщалось, его покинули почти все жители. Значит, жизнь действительно возвращается в Газу?
Потери сторон
Палестинцы указывают на невероятное число жертв с их стороны — почти две тысячи убитых, около десяти тысяч раненых и искалеченных. Причем в основное массе это мирные жители. 250 тысяч арабов вынуждены были в связи с обстрелами покинуть свои дома, их жилища были разрушены.
Число погибших в связи с обстрелами из Газы израильтян намного, несопоставимо, меньше: 27 человек, 24 из которых — военнослужащие. Зато израильтяне делают упор на другое обстоятельство: огромное количество ракет, выпущенных по территории их страны из сектора. Оно превышает 3000. При этом, как подчеркивается, около 600 ракет вылетели из районов, близких к школам, мечетям и другим гражданским объектам. Что, дескать, было делать? Не отвечать?
И вообще, жестко указывают израильтяне, небольшое число жертв с их стороны — следствие огромных технических достижений ученых страны, создавших систему противовоздушной обороны "Железный купол". Именно благодаря ее установкам ПВО, дескать, и стало возможным предотвратить попадания арабских ракет в израильские дома, школы, больницы и торговые центры. Не будь "Железного купола", уверены израильтяне, число жертв с их стороны также было бы огромным. Ведь палестинские ракеты на этот раз рвались не только в расположенном рядом с Газой небольшом городке Сдерот и окружающем его кибуцах. Они долетали до густонаселенных городов — Ашкелона, Ашдода, Беэр-Шевы на юге страны, до Тель-Авива и Иерусалима в центре и даже до Хайфы на севере.
К тому же от многих израильтян снова все чаще можно услышать, что еврейский народ уже сталкивался с ситуацией попытки его полного уничтожения. И именно поэтому, дескать, необходимо быть бдительными и идти "до конца", отстаивая свои интересы. Возможно, что в чем-то не всегда считаясь с соседями и даже вообще с окружающим миром.
Вечный вопрос: кто первым начал?
Сейчас, когда война вроде бы заканчивается, и израильтяне и палестинцы в очередной раз пытаются разобраться в вечном для них вопросе — кто первым начал?
Израильтяне уверены, что вина полностью лежит на активистах движения ХАМАС, которых они именуют не иначе, как боевиками, исламистами, радикалами и террористами. Именно они, дескать, первыми начали стрелять ракетами по мирным израильским городам, а "армии еврейского государства ничего не оставалось делать, как отвечать силой на силу".
Позже поступила информация об убийстве похищенных подростков. В отместку за это в Восточном Иерусалиме был похищен и убит молодой араб. И хотя израильтяне провели арест похитителей и обещали отдать их под суд, возмущение на "арабской улице" уже зашкаливало. Как часто бывает здесь в подобных случаях, начались столкновения демонстрантов с полицией в районе Старого города в Иерусалиме и забрасывание камнями израильских солдат на КПП возле палестинских населенных пунктов. А потом дело уже дошло и до ракетных обстрелов.
Ненависть к Израилю
Но даже не это главное, указывают сейчас палестинцы. Причину начала обстрелов следует искать в ином. Население Газы, указывают они, доведено до крайности израильской блокадой сектора. Нехватка предметов первой необходимости не вызвало у местных арабов настойчивого стремления к бунту против власти ХАМАС в Газе, на что явно рассчитывали в Тель-Авиве.
Блокада стала еще одним серьезным "камнем" в фундаменте прочного здания под названием "Ненависть к Израилю". Равно как и продолжающаяся оккупация палестинских территорий на Западном берегу реки Иордан, расширение там еврейских поселений, или строительство домов для израильтян в Восточном Иерусалиме.
Градус ненависти со стороны палестинских арабов к Израилю иной раз просто ошеломляет. Ведь не случайно в израильских городах в моменты ракетных обстрелов из Газы в июле и августе можно было наблюдать сцены, когда работающие в местных израильских магазинах арабы радостно кричали "Аллах акбар" при звуках звуки сирены, приветствуя таким образом действия ХАМАС.
— Вот видите, какие они, арабы,- растерянно говорили, глядя на происходящее, израильтяне.- Мы даем им работу, возможность содержать семьи. А они…
Можно с уверенностью сказать, что и сейчас операция "Нерушимая скала" в Газе вовсе не прибавила дружеских чувств к Израилю со стороны палестинцев. Равно, как и к США и Западу в целом, которые, как это часто можно услышать в арабских странах, всегда стоят за спиной своего "главного союзника на Ближнем Востоке".
Об этом можно судить хотя бы из телерепортажей, которые вели из больниц сектора Газа иностранные корреспонденты. В одном из них, из самого крупного местного госпиталя Шифа, плачущие женщины призывали Барака Обаму и других западных лидеров, которые, как они уверены, поддерживают Израиль в его действиях в Газе, провести вместе с ними пару ночей в больничной палате. И тогда, дескать, они "многое поймут".
И все-таки, что же дала Израилю последняя военная операция в Газе? Во имя чего были все эти десятки смертей собственных солдат и смерти двух тысяч палестинцев? Каков результат, кроме бьющей сейчас через край народной ненависти на "арабской улице"?
На мой взгляд, главная из заявленных целей операции "Нерушимая скала" не достигнута. "Инфраструктура террора", как называют израильтяне систему запутанных подземных тоннелей, оружейных мастерских и складов оружия ХАМАС в Газе, не уничтожена. Ракетные
обстрелы не прекратились, а скорее приостановлены, и готовы возобновиться в любой момент.
И силы для этого у ХАМАС есть. Тем более, что, согласно последним заявлениям военного руководства движения, в его распоряжении уже появились новые ракеты — такие, которые не поддаются обезвреживанию силами ПВО "Железный купол".
ХАМАС — это Газа
Можно ли в принципе уничтожить ХАМАС в Газе? Все чаще в Израиле высказываются сомнения на этот счет. Хотя, безусловно, и это признают и в исламском мире, авторитет ХАМАС среди жителей Газы в последнее время несколько пошатнулся, но все же он очень высок. В целом же ХАМАС, насколько лично мне удалось разобраться, посетив несколько раз Газу, — это не какая-то политическая партия, а именно движение. Его принципы вытекают из самой жизни арабов. То есть, как выразился недавно израильский профессор Йоав Гелбер, "ХАМАС — это Газа, и мы не можем навязать палестинцам, кто ими будет руководить".
Таким образом, хотят того израильтяне, или нет, но с ХАМАС им придется считаться. Тем более что, согласно ряду прогнозов, если им все же удалось бы как-то серьезно разрушить структуру движения в Газе, на смену ему может прийти гораздо более радикальная сила, типа группировки "Исламское государство", завоевывающей сейчас один за другим города в Ираке, а заодно и авторитет среди арабских суннитов.
С этим также необходимо считаться. В свое время, после провала израильско-палестинских переговоров в Кэмп-Дэвиде в 2000 году, пришедший на смену Эхуду Бараку премьер-министр Израиля Ариэль Шарон всячески отказывался иметь дело с палестинским лидером Ясиром Арафатом и его партией ФАТХ. Некоторые наблюдатели, в том числе в Израиле, тогда четко указывали, что на смену ФАТХ и Арафату могут прийти более радикальные шейх Ясин и ХАМАС. Израильские власти отмахивались и "гнули свою линию". Так и случилось, во всяком случае, в секторе Газа.
Так что нельзя исключить, что если из происходящего в Каире переговорного процесса "вдруг" выпадет ХАМАС, то образуется вакуум. А позже, вместо этого движения, Израилю уже придется иметь дело с какой-то иной силой, возможно — более радикальной.
И сейчас, в Каире, судя по всему, израильтянам приходится принимать условия арабов, на которые еще совсем недавно они не пошли бы ни при каких обстоятельствах. Начать с того, что "представители еврейского государства" ведут в столице Египта переговоры, как до сих пор указывалось израильтянами, с "террористами из ХАМАС".
Израиль все же принимает условия ХАМАС
Дальше — больше. Главное условие на переговорах, выдвинутое Израилем — обеспечение безусловной безопасности для его граждан. Но, повторяю, ракеты ХАМАС остаются "на страже", готовы выстрелить в любой момент. Какая же это безусловная безопасность?
Скорее всего, во имя этой самой безопасности, даже и не совсем безусловной, Израилю придется пойти если и не на все, то на многие условия ХАМАС. Дабы активисты движения снова не начали запускать ракеты. Это и снятие блокады, и открытие КПП, и отмена так называемой "стерильной зоны" вокруг сектора, и расширение зоны рыболовства для местных рыбаков, и создание в Газе морского порта и аэропорта. И так далее. Вплоть до выделения финансовых средств на восстановление сектора Газа, разрушенного в результате израильских воздушных налетов.
Так чего же добился Израиль? Это очень трудный и неприятный вопрос для израильтян. Причем как для правых, так и для левых. Правые сейчас упрекают власти в неспособности "идти до конца", "разбить врага", если надо для этого "стерев Газу с лица земли". Левые, напротив, указывают на жертвы, причем с обеих сторон, и устраивают антивоенные демонстрации.
Действительно, кажется, сегодня в Израиле власть критикуют со всех сторон. Кто-то "за нерешительность", кто-то, напротив, "за излишнее применение силы". Так здесь бывало уже неоднократно. И такая критика со всех сторон — правых и левых, молодых и не очень, светских и религиозников, — это верный признак того, что, как это уже бывало ни один раз, "власть зашаталась" и в стране, кажется, грядут новые парламентские выборы.
Но все же, кто победил в противостоянии? Израиль? Или ХАМАС? Сейчас о своей победе заявляют обе стороны.
Вот что указал, открывая заседание правительства в воскресенье, премьер-министр Биньямин Нетаньяху: "Мы уничтожили систему туннелей, которую ХАМАС возводил в течение многих лет, мы сбивали ракеты, выпущенные им с целью нанесения тылу Израиля тысяч смертельных ударов, мы предотвратили теракты, которые он пытался осуществить против израильских граждан с моря, с воздуха и с суши, мы ликвидировали сотни террористов". Разве это не победа?
В свою очередь ХАМАС указывает на то, что обстрелы, если и прекратились, то в любой момент могут возобновиться. И для этого у движения есть еще немалые резервы. Не смотря на все усилия Израиля. Разве это не победа?
А в это время в арабских и еврейских семьях вдовы и матери поминают погибших. Для них главная победа — это прекращение вооруженной борьбы. Хотя бы на время. В то, что мир может прийти на земли Палестины и Израиля надолго, никто не верит. Хотя бы, как и до сих пор, — года на два — на три. Для жизни здесь это уже немало…