События на Украине и трагедии людей, вынужденных покинуть свою родину из-за военных действий, немногих оставили равнодушным. Одна из старейших общественных организаций России — Российский Красный Крест — в числе первых включилась в работу с беженцами из Украины. О том, как именно Красный Крест помогает прибывающим в Россию беженцам, о взаимодействии со своими коллегами из Киева и Женевы и о том, что еще может предпринять международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца для помощи Украине, в интервью корреспонденту РИА Новости Ольге Волковой рассказала глава Российского Красного Креста Раиса Лукутцова.
— Раиса Тимофеевна, Красный Крест сейчас активно занимается проблемами беженцев из Украины, прибывшими в РФ. Какую именно помощь оказывает РКК?
— 3 марта 2014 года Российский Красный Крест выступил с официальным заявлением по ситуации на Украине, в котором подтвердил готовность нашей организации оказывать необходимую помощь вынужденным мигрантам и лицам, которые искали убежища на территории России. В Российском Красном Кресте сразу был создан штаб по оказанию помощи беженцам и вообще по контролю за ситуацией, сложившейся на Украине. Сейчас Российский Красный Крест работает в 30 субъектах Российской Федерации с категорией вынужденно перемещенных лиц из Украины. В этом году Российскому Красному Кресту исполнилось 147 лет, на сегодня это старейшая общественная организация России. Опыт у нас достаточно большой — это и трагические события в Беслане, и наводнение в Краснодарском крае, события на Дальнем Востоке, в Сибири. Где бы ни произошло ЧП — неважно, какого характера: природного, техногенного или террористические акты — РКК всегда активно откликается на такие чрезвычайные ситуации. Сразу же, когда начались эти события, мы на своем сайте разместили обращение о сборе денежных средств по двум категориям — для наиболее уязвимых слоев населения на Украине и для беженцев, которые пересекли границу и находятся на территории России.
— Люди откликнулись? Много удалось собрать?
— Самая большая сумма, которая собрана для оказания помощи беженцам, была в Ростовской области — около 59 миллионов рублей. Это сумма очень большая, по другим регионам тоже собраны суммы, правда, небольшие — порядка миллиона, полутора миллионов. Это Орловская, Тульская, Волгоградская, Белгородская области, Санкт-Петербург и другие территории. Российский Красный Крест признателен в первую очередь этим людям — жертвователям, которые понимают ситуацию, в которую попали беженцы, и стараются своим денежным вкладом оказать посильную помощь. Я хотела бы сказать огромное спасибо этим людям, организациям за их милосердие, за их соучастие, за их сострадание, за понимание большой беды. Эти денежные переводы как-то очень четко отражают, наверное, черты русского человека — желание помочь тем, кому плохо.
— Какую помощь РКК оказал непосредственно Украине?
— Для Украины было собрано 500 тысяч рублей. Эти деньги направлены в Украинский Красный Крест. Они планировали эти деньги израсходовать для оказания помощи пострадавшим или наиболее уязвимым слоям населения. Пока отчета от Украинского Красного Креста нет, но я уверена, что наши коллеги израсходовали эти денежные средства именно по назначению — в этом нет никакого сомнения, потому что Международная федерация Красного Креста и Красного Полумесяца постоянно контролирует ситуацию.
— Было несколько совместных обращений Российского, Украинского Красного Креста и Международного комитета Красного Креста по ситуации на Украине. Как еще РКК взаимодействует с участниками краснокрестного движения в "украинском вопросе"?
— Я хотела бы пояснить, что Международный комитет Красного Креста, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Российский Красный Крест, Украинский Красный Крест являются членами единого международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. 6 марта этого года состоялась телефонная конференция, в которой приняли участие 24 национальных общества Красного Креста и Красного Полумесяца — Российский, Американский, Британский, Норвежский, Румынский, Датский, Болгарский, Черногорский, Латвийский, Германский Красный Крест, общество Красного Полумесяца Турции. Эта телеконференция имела очень важный и принципиальный характер в плане обсуждения той ситуации, которая складывалась на Украине. 22 мая в Минске состоялась встреча президентов Украинского Красного Креста и Российского Красного Креста с участием представителей Международного комитета Красного Креста и его главы — Паскаля Кютта. На встрече обсудили планы совместных действий, во-первых, по реагированию на ситуацию, которая сложилась на Украине, во-вторых, по оказанию помощи людям, которые попали в крайне тяжелое положение. 19-20 июня сотрудники Российского Красного Креста совместно с Международной федерацией Красного Креста и Красного Полумесяца и Международным комитетом Красного Креста выехали в Ростовскую область с целью изучения гуманитарной ситуации в связи с массовым наплывом беженцев из Украины. Посещались база отдыха "Металлург", некоторые другие пункты, прошла встреча с министром труда и социального развития Ростовской области, были намечены конкретные мероприятия оказания помощи беженцам. Международный комитет Красного Креста и на территории России, по крайней мере, в Ростове, оказал большую помощь беженцам.
— А можно сейчас точно определить, сколько беженцев прибыло на территорию РФ?
— Мы категорию этих людей не называем беженцами, называем вынужденно перемещенными лицами, потому что статус беженца в Российской Федерации получило очень небольшое количество людей. Я сама была в Ростовской области дважды, могу сказать, что нет четкого понимания, сколько беженцев на сегодня прошло через таможенные пункты в том же Ростове. Учет есть, но есть много неточностей.
— Каковы сейчас условия жизни этих людей, налажен ли быт? Какие самые острые проблемы вы бы отметили?
— Я была в Ростове на прошлой неделе. На прошлой неделе было закуплено продовольствие на 9 миллионов рублей. Собираются еще заявки, на этой неделе заявки обработаны, и я думаю, что они будут реализованы. Я встречалась с министром труда и социального развития Ростовской области, мы обговаривали многие вопросы, которые касаются быта, жизни беженцев. Закончится лето, появятся новые проблемы, детей нужно будет отправлять в школы — нужна будет одежда, обувь, учебники, письменные принадлежности.
Ростовское региональное отделение нацелено на решение этих вопросов. Мы также получили письмо от министра труда и социальной защиты Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о приобретении для ряда территорий — особенно для Ростовской области — необходимых для инвалидов инвалидных колясок, костылей, калоприемников, памперсов и так далее. Эти заявки тоже будут удовлетворены. Сегодня мы продолжаем ту большую работу, которая начата. Проблем очень много, в разных регионах. Проблемы, по сути, одни и те же, но где-то есть в региональных отделениях деньги, где-то нет; мы все равно стараемся изыскивать какие-то возможности, чтобы оказать помощь тем людям, которые попали в беду.
— Всем, кому нужна помощь, удается помочь?
— В нашу штаб-квартиру приходит очень много заявлений, обращений от жителей Донецка, Луганска, других территорий Украины с просьбой оказать помощь. Но мы не оказываем помощь другим государствам, это прерогатива Украинского Красного Креста, поэтому такие письма мы направляем нашим коллегам на Украину. И мне хотелось бы надеяться и, может быть, высказать уверенность, что этим людям помощь оказывается, потому что наши коллеги работают тоже по уставу нашего международного движения и, конечно, по мере возможностей стараются оказать помощь людям, которым тяжело. Если беженцы находятся на территории Российской Федерации, то помощь им оказывают российские отделения Красного Креста, если люди находятся на Украине — помощь им оказывает Украинский Красный Крест.
— Работа региональных отделений — в тех регионах, куда прибывает больше всего беженцев, — не дает сбоев?
— Мы радуемся, что на наши счета люди перечисляют деньги. С другой стороны, эти огромные деньги, конечно, накладывают большую ответственность и на региональные отделения Российского Красного Креста и на весь Российский Красный Крест в целом. В связи с этим в Ростовской области разработана благотворительная программа оказания помощи беженцам. Выделены определенные категории — допустим, инвалиды войны и труда, дети-инвалиды, неполные семьи, многодетные семьи, больные люди. В этой программе намечены действия ростовского регионального отделения по израсходованию этих денежных средств.
— Уже не раз высказывались призывы наконец открыть гуманитарные коридоры на Украине, к кому только не обращались — к ЕС, ООН, ОБСЕ, украинскому руководству, пока безрезультатно. На минувшей неделе российские правозащитники призвали организовать гуманитарный коридор для вывоза сотен больных детей из зоны боев на лечение в клиники России, и этот призыв пока также остается без ответа. Красный Крест подключился к этому делу? Какую реальную помощь он может оказать?
— Мы тоже обращались с просьбой к Международному комитету Красного Креста открыть гуманитарный коридор для больных и раненых детей. Пока этот вопрос остается открытым, ответа мы не получили. По моим последним сведениям, Международный комитет Красного Креста прилагает все усилия для открытия гуманитарного коридора и примет все возможное для защиты мирного населения в рамках международного гуманитарного права.
— Может ли МККК повлиять на решение украинских властей о создании коридора?
— Вообще, у краснокрестного движения в мире высокий авторитет. Всегда, когда где-то случается беда, первыми появляются сотрудники и машины с красным крестом. Кроме того Международный комитет Красного Креста обладает определенным мандатом и, согласно Женевской конвенции, он может и повлиять на государство, в данном случае — Украину, и решить вопросы гуманитарного характера. Вся деятельность международного движения направлена на разрешение проблем, связанных с гуманитарной ситуацией, а в данном случае можно говорить о гуманитарной катастрофе.
— Ранее в СМИ прошла информация, что Международный комитет Красного Креста квалифицирует события на Украине как войну. Эта информация подтвердилась?
— Мне много раз звонили журналисты, спрашивали, действительно ли это так, но, не получив официальных документов из Международного комитета Красного Креста, я не могу ни утверждать, ни опровергать такие заявления. Российский Красный Крест также обратился в МККК с просьбой разъяснить эту ситуацию, но на сегодняшний день мы ответа не получили. Когда будет официальный документ, я думаю, мы сможем комментировать это.
— Если информация подтвердится, что такая позиция Международного комитета Красного Креста позволит предпринять для улучшения ситуации на Украине? Что в этой ситуации могут (или должны будут) предпринять в МККК?
— Я не хотела бы опережать события и говорить о том, чего еще нет. Самое главное в деятельности и Международного комитета Красного Креста, и Международной федерации Красного Креста и Красного Полумесяца, и всех национальных обществ — облегчить страдания людей. Это наша миссия, которую мы обязаны выполнять и по нашему уставу, и по велению сердца. Люди, которые работают в Красном Кресте, в первую очередь неравнодушны к бедам тех, кому плохо. Поэтому, какой бы ни был ответ, он никак не повлияет на деятельность Международного комитета Красного Креста, потому что они всегда в первую очередь оказывают помощь тем, кто попал в тяжелую жизненную ситуацию, кто является наиболее уязвимым, кому нужна помощь, причем особый акцент делается на детей, стариков, женщин.