Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Подумаешь, санкции
В чем была главная проблема для Керри в Индии? В том, что победивший в мае этого года на парламентских выборах лидер Бхаратия джаната парти Нарендра Моди 10 лет был под американскими санкциями? Да что за пустяки. Если надо, санкции эти исчезают, как дым, а госсекретарь становится добрым и ласковым.
Вот цитата из выступления Керри на этой неделе по индийскому каналу NDTV: "Это очень большой вопрос. Другое правительство, сейчас (в США) другое правительство. Как и у вас. Мы будем рады премьер-министру Моди. Конечно, он получит визу. Никаких вообще вопросов. И мы в ожидании его встречи с президентом Обамой в сентябре".
"Другое правительство"? Вообще-то, хотя санкции против Моди и правда вводились при Буше, они действовали еще полтора президентских срока Обамы. А сейчас вдобавок выясняется, что это делалось по наводке некоторых персонажей главной, до недавних пор, политической силы Индии — Индийского национального конгресса, который очень не хотел потери власти и прихода к таковой именно Моди.
Кстати, одним из вопросов визита Керри было еще и прослушивание переговоров ключевых лидеров БДП, то есть такой же скандал, как до этого был с Германией. По этому поводу индийская коллега Керри, министр иностранных дел Сушма Сварадж, высказалась так: друзья не шпионят друг за другом.
Но большой человек (а Моди — явно не мелкий политик) и большая страна (а Индия на пути к тому, чтобы стать второй экономикой мира, после Китая) не будут проявлять мелочность в таких вопросах. Тем более что есть вопросы посерьезнее.
В одиночку против всех
Главной темой визита Керри в Дели оказалась сложная история с демаршем Индии во Всемирной торговой организации. И это не "прошлое дело", это уже акция нового правительства. Получается, что Индия сорвала в прошедший четверг буквально первый результат деятельности ВТО — глобальное соглашение по стандартизации таможенных правил. Считается, что эта стандартизация увеличит объемы мировой торговли на 1 триллион долларов. Были надежды, что Керри в последний момент отговорит Дели от сопротивления ВТО, да куда там.
Сама же ВТО назначила 31 июля, четверг, в виде последней даты достижения соглашения. Помешала фактически в одиночку Индия, которая потребовала, в качестве условия своего согласия, от ВТО (то есть от всего мира) совсем другого соглашения — о праве экономик создавать запасы зерна и субсидировать цены на него. И теперь в ВТО размышляют, что делать: ведь соглашения в ней должны быть единогласны. Подписать вопреки уставу таможенные правила без Индии? Но это очень большая экономика.
Перед нами давняя для ВТО история. Вообще-то Индия далеко не одинока, просто множество ее единомышленников устали бороться за право развивающихся стран субсидировать свое сельское хозяйство так же, как это делает, допустим, ЕС. Керри в Дели говорил о том, что ВТО — это "ровное футбольное поле", но как-то получается, что страны типа Индии на таком поле обычно проигрывают.
Что будет дальше — неясно. Больше всего в США не любят, когда кто-то играет не по правилам (американским, западным), и такой пример оказывается заразительным, капитулировавшие начинают сопротивляться заново… И это касается далеко не только таможенных правил, а всей мировой системы в целом.
Но при этом не надо думать, что Индия и ее новое правительство только и мечтают, что бросать вызовы США. Да, это касается и истории с американскими санкциями против России: Индия и прочие наши партнеры по БРИКС, конечно, против этих санкций. Но сейчас все-таки не 1914-й год, когда спешно выстраивались две военные коалиции. Игра идет другая, и, в частности, Индия старается сделать так, чтобы, показывая время от времени зубы, получать по максимуму от всех и всяких стран — США, Китая, России, прочих — и уступать при этом по минимуму.
Самая большая демократия
Главное, что сделал в этот раз Керри в Дели, постарался показать, как много Америка может дать Индии. Особенно с учетом того, что Моди интересует в первую очередь экономика, развитие своей страны.
Мероприятие, на которое ехал Керри, называется "стратегический диалог" двух стран, такой же формат отношений существует у США с Китаем. В нем участвуют министры обороны (Чак Хейгел, правда, будет в Дели отдельно, в августе) и торговли (Керри приехал не один, а вместе с Пенни Притцкер). Накануне визита Керри и Прицкер опубликовали статью в ведущих изданиях Индии о том, что может выиграть Индия от тесных отношений с США.
Речь не о пустяках. Торговля, которая увеличилась в пять раз с 2000-го года, дойдя до 96 миллиардов долларов, — это уже факт (а желание США довести ее до 500 миллиардов — только прогноз). 100 тысяч обучающихся в США индийских студентов — тоже факт. А полтриллиона долларов выстраиваются из желания американцев строить индийцам атомные электростанции, продавать и вместе разрабатывать вооружения и многое, многое другое.
История индо-американских отношений в последние лет 20 развивалась чрезвычайно сложно. В ней есть и американские санкции против Индии (за обретение ей ядерного статуса в 1998 году), которые отскочили от нее, как от слона дробина. И неожиданное примирение с США, которого добилось правительство именно БДП, хотя еще без Моди в качестве лидера. И странное охлаждение в последние годы, годы мало понятной внешней политики Конгресса. Еще есть торговые споры и сильные антиамериканские настроения именно среди электората БДП. Сейчас США пытаются разом снять накопившиеся вопросы и проложить дорогу в будущее.
Ключевая страна в этой ситуации — Китай. В Индии, как и в мире в целом, соперничество идет вовсе не между США и Россией (в силу недостаточного объема индо-российских связей), а между США и Китаем.
Отношения Индии с Китаем настолько же сложные, как и с США, с учетом их больших объемов торговли и нерешенного территориального спора. Но чтобы выжить, экономически и стратегически, индийцам нужен грамотный баланс между этими двумя сверхдержавами, умение получать экономические и прочие выгоды от обеих. Кстати, правительство Моди показывает, что оно очень даже умеет такой баланс выстраивать и не стремится вступать в какие-то фиксированные союзнические отношения с любой из сторон.
Любимое американское обозначение желаемой ситуации — это альянс "самой старой демократии" (а как же Греция?) и "самой большой демократии". С явным намеком на то, что Китай — не демократия, а вот с Индией США, по образу мыслей, свои. Желаемое, однако, всегда отличается от действительного. Американские эксперты предупреждают, что хотя Индия будет делать многое из того, что хотят от нее США, но — "по-своему", на своих условиях.