МОСКВА, 31 июл — РИА Новости. Турбизнес в России, ориентированный исключительно на выездные направления, является достаточно рискованным, малейшее падение спроса способно привести компанию к финансовым трудностям, считают опрошенные РИА Новости эксперты. Турфирмам необходимо диверсифицировать бизнес, ориентировав его на смежные направления и отдых внутри страны, советуют они.
В среду петербургский туроператор "Экспо-тур" заявил о приостановке своей деятельности. За последний месяц это уже третье аналогичное сообщение турфирм. Первой стала одна из старейших компаний России в этой сфере, петербургская "Нева". Позже ее судьбу повторила московская "Роза ветров Мир".
Директор ассоциации "Турпомощь" Вячеслав Басов считает, что преждевременно делать какие-либо выводы о состоянии туристического рынка России, поскольку о своей несостоятельности заявили только три компании из двух тысяч.
"Это не закономерность, бывают такие ситуации. При том что случаи совершенно разные. У "Невы" осталось семь тысяч туристов за границей, у двух тысяч из них не было обратных билетов. "Роза ветров" и "Экспо-тур" — это чисто страховые случаи, когда туристы придут в страховую и получат свои расходы", — сказал он РИА Новости.
Басов уверен, что сформировавшийся за последние три недели в СМИ негативный информационный фон уже начал отрицательно сказываться на отношении туристов и туристических агентов к туроператорам и страховым компаниям.
"По отзывам компаний, последние две недели спрос и бронирование туров снизились. И это в пик сезона, когда, наоборот, интерес должен быть высоким", — добавил директор "Турпомощи".
Спад идет уже давно
При этом эксперты туристического рынка уверены, что снижение спроса на выездной туризм в России началось еще в апреле текущего года. К этому привела целая совокупность факторов, считает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
"Это связано с падением доходов населения, с ростом курса евро, с опасениями по поводу виз, потому что туристы приняли санкции на свой счет. Так, основное падение коснулось Европы", — отметила она.
Кроме того, в связи с официальной рекомендацией сотрудникам российских силовых ведомств временно воздержаться от поездок за рубеж по России прошла волна отказа от путевок. По очень приблизительным подсчетам АТОР, по всей стране около 1,5 миллиона россиян, включая членов семей силовиков, аннулировали путевки.
"Если брать в совокупности весь выездной рынок, по всем направлениям, то произошло (падение спроса на туруслуги) на 15%. Турция — плюс 10-15%, Европа — минус 25%, Египет — плюс 3-5%, на азиатских рынках — маленький плюс", — сказала Ломидзе.
Официальных данных по туристическому потоку за последние месяцы пока нет. Ростуризм дает статистику только за первый квартал: турпоток из России за границу сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4%, или на 133 тысячи человек — до 3,18 миллиона туристов.
Естественный отбор
По словам Ломидзе, высокая конкуренция при падающем спросе на рынке туристических услуг заставляет компании бороться за выживание не на жизнь, а на смерть.
"Я не скажу, что это вычищение рынка, потому что ни одна из закрывшихся компаний не была замечена в чем-то порочном. Они нормально работали, но на падающем рынке идет конкуренция не на жизнь, а не смерть. Естественно, выживают сильнейшие", — добавила она.
По мнению юриста, члена правления Российского союза туриндустрии (РСТ) Георгия Мохова, в целом действующая экономическая модель российского туррынка очень рискованна.
"Туроператорский бизнес низкомаржинальный, его доходность 3-5%, он в основном живет за счет оборотных средств и кредитов. При малейшем падении спроса или изменении конъюнктуры рынка возникает кассовый разрыв. При снижении доходов от продаж и невозможности перекредитоваться возникает разрыв между обязательствами и финансированием", — добавил он.
После ряда банкротств предыдущих лет, когда несостоятельными были признаны такие турфирмы как "Капитал-тур" и "Ланта-тур", зарубежные партнеры ужесточили требования по работе с российскими компаниями.
"Отели, трансферные и экскурсионные компании еще пять лет назад шли на оплату услуг в конце сезона, сейчас они требуют предварительную оплату. Поэтому банкротство туроператора одномоментно не наступает, это накапливающиеся финансовые сложности, которые могут перемещаться из сезона в сезон", — добавил он.
Диверсификация всем поможет
По словам Мохова, сегодня турфирмы должны уходить от работы только с выездными потоками, необходимо диверсифицировать бизнес.
"Вкладываться в гостиницы, инфраструктуру, развивать внутренний туризм и смежные виды деятельность, чтобы повысить активы собственной компании. Только в этом случае может быть обеспечена устойчивость туроператора, как экономического субъекта", — сказал Мохов.