Юрий Городненко
Выдающийся психоаналитик Эрих Фромм в работе "Анализ человеческой деструктивности" описал психологию разрушения. Пилот бомбардировщика, в отличие от воинов древнего мира, не видит результаты своей деятельности, и не осознает их. Для него происходящее там, внизу, на земле, где под взрывами бомб гибнут люди, — не более чем непонятная картинка. Какие чувства могут посещать такого человека? Да никакие. Комфорт в кабине самолета для него имеет значение, а происходящее внизу — нет.
Современная цивилизация, которая должна делать общество более гуманным, в реальности создает ситуацию: чем больше гибнет людей, тем спокойнее чувствуют себя убийцы. Но таким образом общество приходит к своему самоотрицанию.
Новые идеалы западной цивилизации
Сегодня США напоминает пилота бомбардировщика, для которого комфорт в кабине важнее, чем происходящее внизу (в данном случае, за океаном). Американское общество не знает о происходящем на Украине не только потому, что источники информации ограничены. Благодаря интернету можно узнать если не всю, то, по крайней мере, часть правды о происходящем на юго-востоке Украины.
По мнению блестящего канадского эссеиста Джона Ролстона Сола, западная цивилизация переживает кризис. Она оторвалась от гуманистических ценностей, которые проповедовали рационалисты XVIII века (Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро). Логика неограниченной прибыли возобладала здесь, подавив все другие смыслы. Хуже всего то, что лишенный гуманистического начала рационализм привел к обезличиванию личности в западном обществе, утрате ее индивидуальных признаков. В "обществе потребления" стали не нужны харизматичные лидеры (подобные Черчиллю и де Голлю), способные отстаивать собственные независимые взгляды. Символом стал технократ, лишенный собственного мнения.
Воздействовать на чувства, идеалы, убеждения этих людей малоэффективно. Их убеждения — логика биржевых графиков.
Будущее доллара
Уже на следующий день, 16 июля 2014 года, Белый Дом, не дожидаясь решения своих союзников в Берлине и Париже, ввел в одностороннем порядке пакет новых санкций против ряда российских компаний и организаций. В список попали "Газпромбанк" и "Внешэкономбанк". Ранее, как известно, под санкции попал еще один российский банк, "Россия".
Усилилось давление на союзников по ЕС — в первую очередь на немецкого канцлера Ангелу Меркель. Последовали обвинения ополченцев Донбасса в уничтожении Boeing 777 Малайзийских авиалиний.
Что так испугало Вашингтон? Ответ на этот вопрос можно получить, если вспомнить некоторые цифры. Страны БРИКС имеют огромные золотовалютные резервы — 5186,6 миллиардов долларов. Значительная их часть — в американской валюте. БРИКС является одним из крупнейших держателей государственных ценных бумаг США.
На начало 2014 года общий объем американских казначейских бумаг (облигаций и других видов долговых бумаг) составил 12,3 триллиона долларов. 6,5 триллиона долларов находилось у американских инвесторов, в первую очередь — Федеральной резервной системы (около 2,2 триллионов долларов). 5,79 триллиона долларов (т.е. почти половина) казначейских бумаг США — у иностранных держателей. На первом месте среди последних — Китай (1,27 трлн. долл., а вместе с Гонконгом — 1,38 трлн.долл.). На третьем месте — Бразилия (256,4 млрд. долл.). Россия — на девятом (138,6 млрд. долл., или 1,1%). Есть пакет и у Индии — на 59,1миллиард долларов.
В сумме это 13-14% государственных облигаций США. К этой цифре еще следует добавить то, что находится в руках иностранных суверенных фондов, страховых компаний, пенсионных фондов и других финансовых организаций (2,77 триллиона долларов у иностранных инвесторов по всему миру).
В этой связи хотелось бы напомнить пример "черной среды" — 16 сентября 1992 года — когда произошел обвал фунта стерлинга. Обвал часто связывают с действиями знаменитого финансиста Джорджа Сороса, который несколько лет якобы скупал британскую валюту небольшими партиями, а затем, 15 сентября 1992 года, одномоментно продал около 5 млрд фунтов в обмен на 15 млрд немецких марок. Фунт обрушился. Правительство Великобритании вынуждено было выйти из европейской валютной системы. Британская экономика серьезно пострадала, но ряд представителей американской элиты существенно обогатился.
Конечно, говорить о том, что БРИКС может пойти по пути Джорджа Сороса, неправильно. Но ведь сегодня именно Вашингтон, развязывая войну по всему миру, ставят Россию и ее союзников в ситуацию, когда приходится отвечать методами американцев.
Характерно, что с начала 2014 года запасы казначейских бумаг в депозитарии Федерального резерва упали на сумму 165 миллиардов долларов (2/3 из них — с 5 по 12 марта 2014 года, когда в зоне внимания всего мирового сообщества была подготовка к проведению крымского референдума). Оценивая это, некоторые аналитики предположили, что операцию по изъятию бумаг из депозитария ФРС (и, возможно, переводу его в другой депозитарий) провела Россия, а в качестве участников этой операции аналитики называли разные структуры — Центральный банк РФ, ВТБ, "Газпромбанк", "Внешэкономбанк". Интересно, что последние два попали в свежий санкционный список США. Это дало повод экспертам заявить: Вашингтон пытается блокировать дальнейшее перемещение облигаций и не хочет допустить возможный их выброс на рынок.
То, что происходит сейчас, напоминает события более чем 60-летней давности. После подавления советскими войсками восстания в Венгрии 1956 года Вашингтон также угрожал санкциями Кремлю. Тогда в 1957 году все валютные счета Внешторгбанка были переведены из США в банки Лондонского Сити. Это послужило основой для возрождения Лондона в качестве международного финансового центра.
Сегодня позиции Белого Дома оказались столь же непрочными, как и тогда. Так, Турция предложила Москве перейти на национальные валюты во внешнеэкономических расчетах. При этом Анкара владеет пакетом американских ценных бумаг на сумму 55 миллиардов долларов.
Против санкций, по заявлению экономиста Пола Крейга Робертса, выступили Национальная ассоциация промышленников США и Торговая палата, отмечает экономист. Угроза будущему собственной экономики действует лучше любых слов.
Видя это, невольно задумываешься над тем, что сегодняшний Запад понимает только язык силы. И отрезвляюще на него может подействовать только угроза обвала западной экономики, а не уговоры или аргументы здравого смысла.