Илья Ремесло, юрист
Попробуем разобраться, на каком основании были введены санкции, и какие последствия это может повлечь для России и США.
США ввели санкции на основании закона о "чрезвычайном положении"
Итак, на каком правовом основании президент США без суда и следствия нарушил священные для США права свободной торговли и собственности?
В 1917 году в США был принят закон "О торговле с врагом", который дал право Президенту США объявлять чрезвычайное положение в случае, если ему видится любая угроза интересам США, и эта угроза находится за их пределами. До 1976 года Президент США имел право неограниченно вводить чрезвычайное положение, не лимитируя его ни по основаниям, ни по срокам.
В 1976 и 1977 годах были приняты законы "О чрезвычайных положениях" (The National Emergencies Act), "О международных чрезвычайных экономических положениях" (The International Emergency Economic Powers Act, IEEPA), которые законодательно закрепили это право.
Эти законы наделяют президента США правом "провозгласить наличие необычайной и чрезвычайной угрозы национальной безопасности, иностранной политике или экономике США". После чего президент принимает необходимые меры.
Какие ограничительные меры могут быть приняты в соответствии с законами о чрезвычайном положении? Ограничивать права граждан, приостанавливать действие законов, замораживать активы и сделки. Объем вводимых мер определяет сам президент, ориентируясь только на свое усмотрение. При этом нигде не раскрывается, что такое "блокировка" и "замораживание" активов, что дает огромное поле для манипуляций. По сути, это скрытая форма изъятия имущества — экспроприация.
Санкции длиной в вечность
От наших прозападных политиков часто приходится слышать такую точку зрения, что санкции не нарушают прав, так как являются экстраординарной мерой и требуют продления их Конгрессом каждые полгода.
С 1962 года США ввели санкции и объявили полную экономическую блокаду Кубы. С 1992 года Генеральная ассамблея ООН ежегодно выносит резолюции, осуждающие незаконные санкции и требует от США их отменить. Резолюции принимаются всем миром единогласно, "против" голосуют только сами США и Израиль. Разумеется, США с завидным постоянством игнорируют требования ООН.
Такая "демократия" в США: идут десятилетия, меняются партии у власти, президенты, конгрессмены, а чрезвычайное положение (и санкции) никто и не думает отменять.
США живут в состоянии перманентного чрезвычайного положения и удивительного единодушия правящей элиты.
Санкции противоречат международному и национальному праву
Кроме того, санкции противоречат таким общепризнанным международно-правовым принципам, как равноправие государств, невмешательство во внутренние дела, свобода торговли.
Отдельно следует остановиться на вопросе, насколько американские санкции коррелируют с гарантированными Конституцией США правами частной собственности, свободы предпринимательской деятельности.
Законы о чрезвычайном положении предоставляют американским властям по своему усмотрению приостанавливать действия любых законов и вводить любые ограничения прав. Таким образом, данный закон предоставляет американским властям диктаторские, неограниченные полномочия, и фактически занимает главенствующее положение по отношению к Конституции США и иным законам.
Какую практическую ценность имеют конституция, независимый суд, демократия, если все это официально и законно могут перечеркнуть по росчерку пера американские власти?
Каким должен быть российский ответ на санкции
Правовой основой для ответных мер может послужить закон "О специальных экономических мерах" от 30.12.2006 года. В отличие от "чрезвычайных" законов США, данный закон содержит четкие основания и перечень мер экономического воздействия.
С учетом последних недружественных шагов со стороны США, перечень мер нуждается в расширении. Необходимо предусмотреть в законе возможность введения ограничительных мер в отношении иностранных компаний, работающих на российском рынке.
Он является ключевым для многих американских компаний, их выручка исчисляется десятками миллиардов долларов. Введение ответных санкций в виде приостановления деятельности американских компаний повлечет серьезные последствия для экономики США, и вынудит американский бизнес открыто выступить против бездумной политики своего руководства.