МОСКВА, 16 июл — РИА Новости. Приостановка деятельности турфирмы "Нева" в разгар лета обернулась испорченными отпусками более чем для 20 тысяч российских туристов, однако они могут рассчитывать на компенсацию от страховой компании, в которой фирма была застрахована на 454 миллиона рублей.
"Нева" — один из старейших российских туроператоров — объявила о приостановке деятельности в среду. "Причина — плохой сезон текущего года", — коротко прокомментировал гендиректор турфирмы Максим Пирогов.
Позже он сообщил РИА Новости, что в первом полугодии турфирма потеряла четверть своих доходов из-за обострения отношений России с Западом на фоне украинских событий, а также общей неблагоприятной ситуации в российской экономике.
Официальных данных по туристическому потоку за последние месяцы пока нет. Ростуризм дает статистику только за первый квартал: турпоток из России за границу сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4%, или на 133 тысячи человек — до 3,18 миллиона туристов. Однако, как отметила пресс-секретарь ведомства Ирина Щеголькова, судить о туристическом сезоне в целом пока рано, поскольку он находится в самом разгаре.
Социальные ответственные
Турфирма "Нева" — первая несостоятельная компания этого лета. Пионером среди обанкротившихся туроператоров России в 2010 году стала компания "Капитал Тур". В 2012 году прекратил работу туроператор "Ланта-тур вояж". В прошлом году проблемы возникли еще у четырех туристических компаний РФ.
Турфирма "Нева", созданная в 1991 году, является одним из старейших игроков на этом рынке. Около двух десятилетий "Нева" прочно входила в пятерку крупнейших российских туроператоров в сфере выездного туризма. Она отправляла туристов на отдых в 50 стран. Основателем фирмы был Владимир Стржалковский, который в течение 5 лет возглавлял Ростуризм, а в 2008 году перешел оттуда в "Норильский никель" на должность гендиректора.
Проблемы у клиентов "Невы" начались на прошлой неделе, когда туроператор не смог вовремя оплатить отели отдыхающим в Греции. Компания до последнего дня отвергала обвинения в финансовой несостоятельности, обещая компенсировать туристам потраченные средства на размещение.
Впрочем, как утверждает представитель одного из московских турагентств, о возможных финансовых проблемах "Невы" на туристическом рынке заговорили еще в конце 2013 года, и ряд игроков уже давно предпочитают не иметь с ней дела.
С другой стороны, Ассоциация туроператоров России (АТОР) отмечает, что "Нева" действительно добросовестно страховала свою ответственность перед клиентами. "Компания "Нева" является одной из немногих, чья социальная ответственность не вызывает сомнений у всех участников туристического рынка. Компания имеет самую большую финансовую гарантию в России — 454,2 миллиона рублей", — говорится в заявлении АТОР.
Теперь эта ответственность ляжет на плечи страховой компании "Восхождение". Во Всероссийском союзе страховщиков РИА Новости сообщили, что ЗАО СК "Восхождение" не является членом союза. Эта организация объединяет ключевых игроков российского страхового рынка.
Туристы уже сейчас вправе потребовать в страховой компании возврата средств, затраченных на путевку. Решение о выплате компенсаций будет принято в течение 30 дней, заявил гендиректор "Невы".
Разбросанные по миру
В настоящее время клиенты турфирмы отдыхают в 25 странах. За рубежом находится около 6,5 тысячи человек. Большинство из них — в Болгарии, Греции, Испании, Турции, Италии, Черногории.
Еще 16 тысяч человек выкупили путевки заранее. С четверга, 17 июля, "Нева" приостанавливает отправку туристов по всем направлениям.
По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирины Тюриной, пока неизвестно точное число туристов с проплаченным обратным перелетом и сложно говорить, сколько клиентов компании нуждаются в перевозке в Россию.
Объединение туроператоров в сфере выездного туризма "Турпомощь" не исключает, что ему придется вывозить туристов "Невы", чьи обратные билеты та не оплатила. "Заложников" "Невы", по оценке РСТ, может быть около 3 тысяч человек.
В свою очередь, Пирогов уверен, что основная масса туристов, находящихся за границей, вернется домой в срок. Компания тесно сотрудничает с Ростуризмом и "Турпомощью".
А туристы-то не знают…
Ростуризм опасается, что проблемы могут возникнуть не только с перелетами, но и с размещением туристов за границей.
"Они допустили работу с партнерами в долг, это было их решение, их бизнес-риск. Сейчас, когда отели поймут, что они не получат денег от обанкротившейся компании, они начнут либо требовать деньги с туристов, либо предлагать им покинуть отель. На это они не имеют никакого права, поскольку договорных отношений с туристами у них нет, турист приехал по подтвержденному бронированию", — пояснила Тюрина.
Впрочем, пока жалоб от клиентов "Невы", находящихся за рубежом, не поступало, сообщила пресс-секретарь Ростуризма.
В свою очередь, представитель компании "Балтия тур", сотрудничавшей с "Невой", рассказала РИА Новости, что у туристов на Тенерифе проблемы уже начались.
"Туристы на Тенерифе находятся в шоке. Их личных средств на дальнейшую оплату проживания не хватает. Теперь мы вынуждены пересылать им деньги на карточки. Однако не уверены, что они смогут улететь запланированным авиарейсом. Видимо, придется оплатить и билеты назад", — сказала она.
В Санкт-Петербурге у офиса туроператора в середине дня собрались более десятка возмущенных клиентов и турагентов, которые требовали встречи с руководством.
Как сообщил корреспондент РИА Новости из Санкт-Петербурга, центральный офис "Невы" прекратил обслуживание клиентов. На двери висит объявление, что офис закрыт "по техническим причинам". При этом уточняется, что обслуживание осуществляется по другому адресу. Однако люди, собравшиеся у офиса, говорят, что по тем контактам, которые указаны в объявлении, связаться с турфирмой невозможно.
Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга вечером сообщил, что передал в ассоциацию "Турпомощь" списки более 6,5 тысячи туристов "Невы", находящихся за границей.