МОСКВА, 10 июл — РИА Новости. Возможный отказ Украины от сотрудничества с российским ТВЭЛом по строительству собственного завода ядерного топлива в пользу американской Westinghouse или французской Areva не только не даст Украине каких-либо выгод, но и приведет страну в серьезную финансовую ловушку, считают опрошенные РИА Новости эксперты в атомной энергетике.
В начале октября 2012 года в поселке Смолино Кировоградской области Украины началось строительство предприятия по выпуску ядерного топлива по российским технологиям для АЭС. Власти Украины планировали, что первая очередь предприятия будет введена до конца 2015 года, вторая — до 2020 года. Завод призван обеспечивать все потребности в ядерном топливе АЭС Украины (на них работают реакторы российского дизайна ВВЭР). Партнером Украины в проекте сейчас является ТВЭЛ.
Отверточная сборка вместо новых технологий
"Стоит напомнить, что решение о строительстве топливного завода совместно с российской компанией ТВЭЛ было принято украинской стороной в 2010 году по итогам международного тендера. Обоснованность той победы россиян не ставится под сомнение и новым руководством атомной отрасли Украины. В одном из недавних интервью президент украинской эксплуатирующей организации НАЭК "Энергоатом" Юрий Недашковский, входивший в состав конкурсной комиссии, подтвердил бесспорность выигрыша российской компании", — сказал РИА Новости главный редактор независимого портала Atominfo.ru Александр Уваров.
"В этих условиях односторонний отказ Киева от продолжения работ по строительству завода, на возможность которого намекает Вадим Улида, выглядит по меньшей мере некрасиво. Если такой отказ произойдёт, то состоятельность украинского государства (а итоги конкурса утверждал кабинет министров Украины) как надежного партнера в атомной сфере будет поставлена под сомнение, и не только в Москве, но и в других мировых столицах", — добавил он.
Уваров отметил, что российские атомщики выполняли и выполняют свою часть договоренностей по заводу.
"Были разработаны технико-экономическое обоснование и проектная документация. За счет средств российской стороны изготовлено и прошло предварительную приёмку оборудование первой очереди. На площадке практически завершены подготовительные работы. Сумма, уже вложенная ТВЭЛом в проект, составляет, по некоторым оценкам, 10 миллионов долларов", — сказал эксперт.
Что касается украинских партнеров, то у них возникли сложности с финансированием проекта, отмечает Уваров.
"В результате основные строительные работы на площадке не стартовали, оборудование и технологии украинской стороне не передаются, прогнозируются трудности даже с операционным обслуживанием СП, созданного для реализации проекта", — сказал он.
Уваров напомнил, что эти перечисленные факты известны и публично озвучивались представителями Росатома и ТВЭЛа. Эти факты неоднократно подтверждались и представителями Минэнерго в прошлом кабинете министров Украины.
"Единственной реакцией из "нового" Киева оказалось лишь заявление Улиды с угрозой отказаться от совместного проекта с россиянами и привлечь вместо них либо американскую компанию Westinghouse (мажоритарный акционер — японская корпорация Toshiba), либо французскую группу Areva", — сказал эксперт.
"Что касается группы Areva, то в этом случае комментарий будет простым. Французская группа — уважаемая в атомном мире компания, аккумулировавшая опыт и достижения атомщиков своей страны за многие десятилетия. Но дело в том, что Areva не занимается производством топлива для реакторов ВВЭР (шестигранные тепловыделяющие сборки, в отличие от квадратных для западных реакторов). Предложение построить завод под выпуск не существующего в природе топлива от Areva по праву должно занять почетное место среди самых "мудрых" политически мотивированных идей нашего тысячелетия", — заключил эксперт.
Безопасность в расчет не берется
Топливо западного производства не подходит для реакторов украинских энергоблоков АЭС, построенных по российскому дизайну, сказал РИА Новости заместитель председателя Международного союза ветеранов атомной энергетики и промышленности Евгений Акимов.
"Каждый реактор спроектирован в комплексе с учетом всех составных частей, тем более таких, как составляющие активной зоны реактора", — подчеркнул эксперт.
Несколько лет назад на чешской АЭС "Темелин" произошла разгерметизация тепловыделяющих элементов производства Westinghouse, после чего Чехия отказалась от услуг этого поставщика. В 2012-2013 годах на двух энергоблоках Южно-Украинской АЭС были зафиксированы нарушения в работе тепловыделяющих сборок американского производства. Выяснилось, что эти нарушения были вызваны конструктивными недоработками Westinghouse.
По словам Акимова, принимать решение о строительстве завода с поставщиком пока еще не лицензированного топлива — значит, поставить под угрозу безопасность украинских АЭС и взять на себя риски финансирования проекта с непонятными перспективами.
Использование на украинских АЭС топлива не ТВЭЛа, а других производителей может привести к нарушению в работе тепловыделяющих сборок западного дизайна, добавил эксперт. "И эти производители скажут: во всем виноваты российские реакторы, раз в них не работает наше топливо", — отметил эксперт.
Это будет удобным поводом для выдавливания России с мирового рынка ядерного топлива, считает Акимов. "Украина в таком случае становится просто "разменной монетой", проблемы с ее атомными станциями зарубежные компании интересовать не будут", — добавил собеседник агентства.
Об усовершенствовании западного топлива для его использования на Украине тоже не придется говорить, уверен Акимов.
"Для Westinghouse шестигранное топливо — второстепенный бизнес. Вложений в науку по этому направлению почти нет. В результате ни о какой модернизации топлива речи вестись не будет", — сказал он.
"Выскажу банальное, но от этого не становящееся менее справедливым соображение. Квалификационные испытания американского топлива ТВС-W (в разных модификациях) для реакторов ВВЭР только подходят к концу, эксплуатационный опыт работы с ним практически нулевой", — отметил Уваров.
Он отметил, что американская компания готова перекладывать проблемы со своим топливом на российскую сторону.
"Американцы очень гордятся отсутствием случаев разгерметизации у кассет ТВС-W (хотя это неверно, один случай дефекта типа "газовая неплотность" был выявлен у одной из кассет первой партии, о чём сегодня очень не любят вспоминать в Киеве и штаб-квартире Westinghouse в Кранберри) и списывают возникающие при эксплуатации механические проблемы на российское топливо, работающее совместно с американским (хотя и это не соответствует действительности, что подтверждено решением украинской межведомственной комиссии)", — сказал Уваров.
Но в любом случае, опыт эксплуатации топлива компании Westinghouse в реакторах ВВЭР ещё крайне мал по сравнению с аналогичным опытом российского топлива, отмечает главред Atominfo.ru.
"Грамотный инженер согласится с тем, что при переходе от опытной эксплуатации к массовому производству в обязательном порядке всплывут проблемы и трудности, предсказать которые на опытной стадии нельзя. Соответственно, делать ставку на не имеющее большого эксплуатационного опыта топливо чрезвычайно рискованно и, по меньшей мере, не обосновано с точки зрения технологий", — добавил Уваров.
Финансовая ловушка
Украина вдобавок рискует серьезно умножить свои финансовые потери, считают эксперты.
"Допустим, что это (отказ от сотрудничества по заводу с ТВЭЛом) произойдет. Что в этом случае потеряет Украина? Это не только свой взнос в СП в размере до 10 миллионов долларов (между прочим, эта сумма была взята украинской стороной из госбюджета своей страны). И даже не только производство головок и хвостовиков для российских кассет ТВСА на территории Украины, предусмотренное лицензионным договором с ТВЭЛом. Строительство завода с Россией давало Украине в перспективе выход на мировой рынок топлива для реакторов ВВЭР. Замена россиян на американцев ограничит перспективы завода только украинским рынком и поставит крест на любых надеждах зарабатывать с его помощью валюту", — сказал Уваров.
"Энергоатом" уже терял десятки, если не сотни миллионов долларов в результате экспериментов с американским топливом. Причем за это американская компания не понесла никакой ответственности. Сейчас есть возможность продолжить увеличивать сумму потерь", — в свою очередь отметил Акимов.
По мнению Акимова, найти зарубежного партнера, который согласился бы вкладывать в проект 15% собственных средств — "не самая легкая задача".
"Варианты строительства завода с Westinghouse, вероятнее всего, будет означать увеличение кредитной нагрузки для украинской экономики. При этом ТВЭЛ уже подтверждал серьезность своих намерений, перечисляя деньги в рамках допэмиссии, которая сорвалась из-за отсутствия денег у украинского госконцерна", — сказал собеседник агентства.
Помимо этого, возникает вопрос с хранением и переработкой отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), отметил Акимов. Он напомнил, что сейчас ОЯТ с украинских АЭС отправляется в Россию. По словам Акимова, другие зарубежные партнеры Украины не будут ввозить ОЯТ к себе, следовательно, для хранения и переработки топлива на Украине надо будет строить соответствующие объекты. Сооружение одного такого объекта рассматривается. Он будет построен недалеко от почти трехмиллионного по численности населения Киева, в 30-километровой зоне отчуждения Чернобыльской атомной электростанции.
"Но даже и он будет стоить огромных денег. Фактически Украина попадает в экономическую ловушку", — подытожил эксперт.