МОСКВА, 30 июн — РИА Новости. Гибель еще одного российского журналиста на Украине в очередной раз вызвала в Госдуме дискуссию о защите журналистов и обвинения парламентариев в адрес Киева в том, что официальные украинские власти не в состоянии обеспечить безопасность журналистов даже во время перемирия.
В ночь на понедельник погиб оператор Первого канала российского телевидения Анатолий Клян, попав под пули около Донецка на Украине вместе с коллегами. Журналист получил смертельное ранение в результате обстрела со стороны силовиков возле одной из воинских частей, куда съемочная группа приехала снимать репортаж. Тело погибшего будет отправлено на родину в понедельник.
Под пулями вместе с погибшим оператором Первого канала оказались также журналисты российских телеканалов МИР 24, РЕН-ТВ и LifeNews.
Нужно объективное расследование
Это не первая трагедия с журналистами из РФ на Украине. Ранее в Москве простились с погибшими 17 июня на Украине корреспондентом "Вестей" Игорем Корнелюком и видеоинженером ВГТРК Антоном Волошиным. Они были убиты в результате минометного обстрела района поселков Металлист и Мирное под Луганском на востоке Украины. Съемочные группы российских телеканалов не раз задерживались силовиками или попадали под обстрел.
Несмотря на опасную ситуацию, российские телеканалы заявили о том, что не намерены отзывать свои съемочные группы из зоны конфликта, но примут меры по усилению безопасности их работы.
МИД России потребовал от Киева "провести объективное расследование данной трагедии и строго наказать виновных" и заявил, что "гибель российского журналиста вновь убедительно показала, что силовые структуры Украины явно не желают деэскалации вооруженного конфликта на востоке Украины, блокируют и без того хрупкое перемирие".
Перемирие на Донбассе, объявленное 20 июня президентом Украины Петром Порошенко и поддержанное ополченцами, действует до 23.00 мск 30 июня. Однако мир снова не наступил, обоюдные обвинения в ведении боевых действий продолжаются.
Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело об убийстве и применении запрещенных средств ведения войны. Прокуратура Донецкой области Украины также возбудила уголовное дело по статье "умышленное убийство". Начали расследование трагедии и в непризнанной Донецкой народной республике.
Депутаты не верят в случайность
Российских парламентариев возмутил тот факт, что во время перемирия, объявленного президентом Украины, продолжают гибнуть российские журналисты. Спикер Госдумы Сергей Нарышкин не исключил, что оператора могли убить за принадлежность к профессии журналиста, и потребовал от киевских властей соблюдать перемирие и провести расследование по факту гибели журналиста.
По словам вице-спикера Госдумы единоросса Сергея Железняка, очередное убийство российского журналиста на Украине еще раз доказывает "преступную сущность киевского режима и полное отсутствие стремления контролировать собственные вооруженные бандформирования".
В свою очередь лидер КПРФ Геннадий Зюганов считает, что на журналистов открыта "откровенная атака, охота, что является еще большим преступлением".
"Преступно, хладнокровно и мерзко действует <…> режим, который, с одной стороны, якобы объявляет перемирие, а на самом деле расправляется с самыми беззащитными — теми, кто приехал на фронт, на поле боя, для того, чтобы людям сказать правду и остановить этот произвол", — сказал Зюганов журналистам.
Первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Вадим Деньгин (ЛДПР) заявил о необходимости срочно принять законопроект, обязывающий работодателей страховать жизнь и здоровье журналистов, работающих в зонах боевых действий. Ранее он сам внес этот законопроект на рассмотрение ГД, на заседании комитета по информационной политике в среду эти поправки должны быть рассмотрены. При этом депутат отметил, что несколько месяцев назад он озвучивал эту инициативу руководителям различных СМИ, но она осталась без внимания.
В свою очередь первый зампредседателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Михаил Маркелов предложил более кардинальные меры, заявив, что поездки российских журналистов на юго-восток Украины сейчас надо ограничить. По его мнению, убийства журналистов могут продолжиться, и этому не в состоянии помешать объявленное перемирие, которое не соблюдают Национальная гвардия и "Правый сектор", действующие самостоятельно.
Как защитить журналистов?
Глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов заявил о том, что потрясен очередной гибелью российского журналиста на Украине и возмущен тем, что в Госдуме до сих пор не рассмотрели предложения правозащитников о защите журналистов, работающих в горячих точках.
Ранее СПЧ опубликовал на сайте законопроект, предполагающий внесение в закон о СМИ поправок, которые призваны усилить безопасность журналистов при работе в горячих точках. Правозащитники предлагают обязать работодателя обеспечивать журналиста, работающего в зоне вооруженного конфликта, средствами индивидуальной защиты, специальным снаряжением и опознавательным знаком "Пресса/Press", возможностью прохождения журналистом специальной подготовки, договором дополнительного страхования, проведением добровольной геномной регистрации. Также, согласно поправкам, работодатель будет обязан обеспечивать журналиста международным "удостоверением журналиста, находящегося в опасной командировке".
Председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов поддержал Федотова и заявил о необходимости скорее законодательно закрепить ответственность работодателей, а глава Союза журналистов Москвы Павел Гусев заявил, что СМИ должны обеспечивать журналистов, находящихся в горячих точках, средствами защиты и готовить их для работы в таких условиях.
"Веселый, надежный, собранный"
Как сообщил Первый канал, оператор Анатолий Клян, которому было 68 лет, сам вызвался поехать в командировку в зону боевых действий, сославшись на то, что он уже не подпадает под возрастное ограничение, введенное Украиной для въезжающих из РФ мужчин. Ранее Украина приняла решение запретить въезд российским мужчинам в возрасте от 16 до 60 лет.
Клян уже не подпадал под действие этих ограничений и шутил, что в этом случае возраст стал его преимуществом перед молодыми. На этой неделе он должен был уйти в отпуск, но сказал, что пока останется на Украине, так как его было некем заменить. Он и был, по словам коллег, незаменимым, выдающимся оператором, профессионалом, "одним из патриархов новостной журналистики", прошедшим десятки "горячих точек". В день своей гибели он до конца продолжал вести съемку, слово "камера" стало последним словом журналиста.
У него остались жена, двое детей и внуки; один из внуков учится во ВГИКе на оператора.
Коллеги с Первого канала в сообщениях в соцсетях отзываются о нем, как о веселом, светлом, надежном человеке.
"Веселый, надёжный, собранный. Профессионал. Мастер на все руки. А до этого — еще во времена ЦТ — он прошел зарубежные корпункты в Йемене и Португалии. Затем в Югославии, где снимал войну. Чего и где он только ни снимал", — пишет собкор Первого канала в Вашингтоне Игорь Рискин, вспоминая своего коллегу. Он рассказывает, что у Кляна, который до того, как взять в руки камеру, некоторое время занимался слесарным делом, была коронная фраза, пользовавшаяся неизменным успехом и даже ставшая крылатой.
"Приехав в командировку, Толя, обозревая новые места, с чувством говорил: "Мог ли я, простой слесарь, подумать, что попаду (увижу, окажусь)…" (дальше следовало название места, описание увиденного и т.д.). В США, во Французской Гвиане, в Пакистане, в Индии, в Камбодже… Там на съемках мы были вместе", — вспоминает Рискин.
Специальный корреспондент Первого канала Алексей Сонин пригласил всех, кто откликнулся на гибель журналиста, помянуть его 3 июля в одном из московских бард-кафе. При этом он отметил, что изначально вечер памяти планировалось посвятить погибшим в середине июня на Украине журналистам ВГТРК.
"Друзья, спасибо всем, кто откликнулся на наше общее горе! Помяните Толю, он был очень хороший, светлый человек", — написал Сонин на своей странице в социальной сети.