Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
С завершившейся вечером в понедельник встречи министров иностранных дел ЕС стартовал финал длившегося уже несколько недель чемпионата по выбору первого человека в Евросоюзе — главы Еврокомиссии (пост, который сейчас занимает португалец Жозе Мануэл Баррозу). Что это за вид спорта? В последнее время он был похож на борьбу без правил, откровенную драку прежде всего между Лондоном и Берлином. Какое вся эта история имеет отношение к России, Украине и связанным с ними кругом проблем? Никакого, этим и интересна.
Потому что мы наблюдаем следующее: когда ЕС пытается решить ключевые вопросы своего существования, типа "быть или не быть", то на внятную политику европейцев на востоке от их границ рассчитывать нечего.
Что делать, когда избиратель недоволен
Не будем увлекаться: налицо никоим образом не крах европейской идеи, а всего лишь очень тревожный звонок о таковом. Речь о результатах тех самых майских выборов. На них победили примерно те же партии, что и раньше, другое дело, что резко увеличили представительство "евроскептики". То есть партии, для которых столица европейской бюрократии — символ всякого зла, да и сам Евросоюз как таковой — что-то вроде банкрота.
Что делать, когда прежняя политика теряет популярность? Вариант первый: найти того, кто вернет ей популярность. Второй: того, кто ее изменит. С такими мыслями начали искать кандидата на место Баррозу.
Выдвигала его пусть потрепанная, но все-таки победившая фракция — Европейская народная партия, куда входят правящие сейчас в ключевых странах силы. Утверждать кандидата должны на саммите ЕС, который начнется в четверг в Ипре (в память о Первой мировой и газе иприте) и потом продолжится в пятницу в Брюсселе.
Зовут кандидата Жан-Клод Юнкер, бывший премьер-министр Люксембурга. Против него яростно борется премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, вконец поссорившись с канцлером Германии Ангелой Меркель.
Чем плох Юнкер?
Вообще-то Юнкер очень мало похож на типичного брюссельского чиновника, предмет ненависти все растущего числа европейцев. Еврочиновник — обычно фигура подчеркнуто неяркая, да попросту серая, но упорно создающая все новые и новые бумаги, отнимающие у государств ЕС суверенитет. А Юнкер любит книги и собак, курит и ценит хороший коньяк, вдобавок пробыл на посту премьера почти 19 лет (для Европы это считается чуть не дурным тоном). В общем, личность.
Главное же в том, что это последний из действительно крупных "европейцев", то есть людей, лично причастных к долгой работе по претворению европейской идеи в жизнь.
Как любой лидер небольшого государства, Юнкер — мастер компромисса, долгих закулисных переговоров, челночной дипломатии между такими тяжеловесами прежних эпох, как Франсуа Миттеран и Гельмут Коль. В итоге он сравнялся с ними. Он четверть века в европолитике, знает всех, помнит историю каждого документа. И он же — "отец евро", создал команду финансистов "Евро 11", которая и выстроила концепцию экономического и монетарного союза. Итог — создание нынешней единой валюты ЕС. И, между прочим, при нем же Люксембург стал самой процветающей страной Европы…
Личности в странах Европы сейчас долго на высших постах не удерживаются. Юнкер был вынужден уйти в результате скандала, примерно такого же, который постиг Сильвио Берлускони в Италии: конечно же, обвинили и в коррупции, а что еще было придумать?
Вообще это парадокс — сначала европейские политические ценности в их нынешнем виде привели к измельчанию и ослаблению политиков. А потом для того, чтобы эти ценности возродить, потребовалась сильная личность. Впрочем, Европа в целом — один сплошной парадокс…
Итак, только люксембуржцы избавились от Юнкера, как сейчас — при мощной поддержке со стороны Берлина — его кандидатура возникла как фактически единственная для утверждения на высшем европейском посту на саммите Евросоюза. И в Лондоне возмутились.
Великобритания и правда особый член ЕС, со своей валютой, не входит в Шенгенскую визовую зону. Но все равно, если бы заявленный на 2017-й год референдум о членстве англичан в ЕС состоялся бы сегодня, то высказались бы за выход из ЕС 48% при 37% сторонников участия в единой Европе. Кэмерон в такой ситуации, возможно, всего-то хочет выторговать для своей страны еще более выгодные условия нахождения в ЕС, и тут европейцы, игнорируя Лондон, предлагают избрать действительно сильного лидера, который не будет бояться британцев! Человека, который плох именно тем, что он очень хорош!
А тут еще и Украина
Предположим, что в пятницу Юнкер станет фактически уже победителем выборной процедуры. Для начала зададим простой вопрос: это как-то изменит нынешнюю вязкую позицию европейцев по поводу войны на Украине? Да никоим образом. Сейчас Европа — корабль без капитана, но дальше пойдет подбор команды, а не смена курса. Юнкер — не чужой человек в Москве, посмотрите хотя бы на его беседу с Владимиром Путиным в 2008-м году. Но в данный момент он уже высказал стандартную позицию ЕС — санкции против России надо ужесточить, а Украине в ЕС не быть еще лет 10.
Всем европейцам понятно: именно разброд и шатания в "общем доме" привели, среди прочих проблем, к катастрофическому для ЕС украинскому кризису. Да, виновата уходящая команда в Брюсселе, ухватившаяся за польско-шведскую идею втягивания Украины в Европу и не ожидавшая последствий (точнее, не послушавшая предупреждений Москвы). Да, англичане, и не только они, ненавидят Брюссель в том числе и за это, потому что Лондон (и не он один) вообще против наплыва в страну рабочих с востока Европы. А тут еще и Украина. По этому поводу англичане находятся в конфликте с Польшей. Да что там Украина, вот-вот скажут прямо и окончательно: в ЕС никогда не примут и Турцию.