ДОНЕЦК, 15 июн — РИА Новости. Молодые сестры Александра и Юля — многодетные матери. Им удалось вырваться из осажденного Славянска. Добрые люди, рядовые жители города Снежное на юге-востоке Донбасса, дали им хлеб и кров. А муж Саши, Сергей, и сам теперь занимается спасением своих земляков. Пока есть куда их везти, и пока из блокады все-таки можно прорваться.
Конец семейного счастья
"Цены в городе взлетели ужасно, да и магазины почти все закрыты. Из продажи исчезли элементарные вещи — молоко, крупа. А то, что есть, стоит в пять раз дороже", — вспоминает Саша повседневную жизнь в Славянске. Да и как продуктам не подорожать, если грузовым машинам приходится прорываться в город с боями? Не каждый водитель согласится ехать под бомбежкой и через блокпосты. "Город живет на старых запасах", — говорит она.
Александре 28 лет. Профессиональная жизнь ее не особо задалась. "Выучилась на повара, а что толку? В Славянске всегда было с работой тяжело", — признает она. Зато удалось реализовать себя как женщине — у Саши трое очаровательных детишек. Самому младшему, Мише, всего два года.
Весной тихому семейному счастью этой большой семьи пришел конец. Славянск взяли в кольцо украинская армия и Нацгвардия. Бесконечные артобстрелы и стычки с ополчением изменили тихую жизнь маленького провинциального Славянска.
"Мы живем в Черевковке (село на въезде в Славянск, ставшее одним из эпицентров противостояния армии и ополчения), — рассказывает Саша. — В ста метрах от нашего дома ополченцы поставили баррикаду. И началось. Ополченцы стреляют по армии. Армия стреляет по ополченцам. А попадает по нам. Один раз снаряд прилетел прямо во двор, попал аккуратно в колодец. Но наш дом остался стоять. Пока".
"Ко мне тоже прилетал снаряд, — подхватывает ее сестра Юля. В Славянске она жила недалеко от сестры, в районе Артем. Это теперь тоже одна из самых горячих точек на карте Славянска. — Повыпадали все рамы, стекла полопались. Я вставила новые — как без окон жить? Но через несколько дней они снова повыпадали".
До свидания, школа
Старшие дети Саши и Юли перестали ходить в школу — как туда идти, если по дороге могут подстрелить, в здание школы может прилететь снаряд (такие случаи бывали)? Да и сами учителя прогуливают уроки.
Юлина дочь, пятиклассница Таня, свои "прифронтовые" школьные месяцы вспоминает с улыбкой: как приключение, как легальный повод прогулять школу: "Последний раз в школе была еще в апреле. Уже сильно стреляли тогда, хотя и не так сильно, как теперь. Приходим в школу. Начинается обстрел — учителя звонят родителям: приходите, забирайте!" На следующий день звоним в школу: "Приходить или нет?" Отвечают: "Приходите, если что — обратно заберете!" Мама не вытерпела: "Никуда мы не пойдем! Ходить туда-сюда! Пока дойдешь, надо три блокпоста обойти!"
"Она услышит стрельбу, спрашивает: мама, а до нас достанет? Нет? Тогда пошли в магазин", — с нежностью глядя на дочь, вспоминает Юля.
Артиллерийские снаряды перебили линию электропередачи — в Славянске кончилось электричество. Затем пострадал водовод — по улицам Черевковки потекли реки, зато в кранах вода закончилась. Приятель Сашиного мужа погиб в ополчении.
Девять беженцев в одной машинке
"В мае начались проблемы с "детскими". Мне пришла sms, что деньги на карточку поступили. Однако банки в городе уже не работали. Звоню в Донецк оператору: как поступить? Там советуют: не знаем, выезжайте куда-то, где они работают. Только не в Краматорск, там тоже не работают", — жалуется Саша.
Через несколько дней сердобольная оператор, которой стало жалко молодую многодетную маму, перезвонила ей сама: "Сегодня до обеда банкоматы будут работать. Успевайте получить". Саша отстояла очередь в несколько часов, но деньги все-таки получила. 500 гривен (примерно 1700 рублей — ред.)
"Ехали в маленькой машинке всей толпой — Сергей, его жена с сестрой, шестеро детей. Конечно, вещей взяли по минимуму — самим бы влезть. Так, футболки, трусы — спасибо, здесь нашлись добрые люди, принесли все необходимое. Выезжали через Семеновку — вокруг как Сталинград: сгоревшая заправка, сгоревшее кафе. Знакомые места. И такие страшные! И было это две недели назад, а что там сейчас — страшно представить!" — делится впечатлениями женщина.
На блокпосту их остановили, военный заглянул внутрь: "Ну, все, думаем, приехали. А ведь у каждой по ребенку на коленях, и дети друг на дружке сидят. Военный даже взрослых не увидел в машине — одни дети. Проезжайте, сказал. Мне показалось, что он плакал".
Украинская рулетка
Сергей, Саша, Юля и их дети стали первыми беженцами из Славянска, которых приютил профилакторий шахты "Заря" в городе Снежное. С тех пор благодаря "сарафанному радио" сюда приехало около 70 беженцев из осажденного города — в основном мамы с детьми.
Никакие власти — ни официальный Киев и его представители, ни Донецкая народная республика — им не помогают. И размещение, и питание — все взяли на себя простые сердобольные жители Снежного.
Кто-то принес продукты, кто-то — вещи. Кто-то отдал старые телевизор и компьютеры, чтобы у беженцев был интернет. Купили даже надувной бассейн, чтобы дети плескались.
"Живем в пансионате, как будто мы не беженцы, а отпускники", — шутят ребята.
Каждая такая поездка в Славянск — лотерея: попадешь в город или не попадешь? Подстрелят по дороге или промажут? Выпустят обратно или нет?
"Бывало такое — приезжаю к Славянску за беженцами. Украинский военный на блокпосту говорит мне: город пустой, не пускают туда. Там нет мирных, только террористы. Да как же нет, объясняю я, если меня люди там ждут. Давай, говорю, вместе позвоним — отказывается", — возмущается водитель-волонтер.
Про свой дом они знают только, что на их улице в Черевковке остался один сосед. Все повыезжали — он приглядывает за домами и сам прячется от бомбежек в подвале. "У нас там куры — присматривает за ними, — рассказывает Саша. — Я часто ему звоню, хотя не часто дозваниваюсь — связи нет. Он рассказывает: был сильный обстрел с вертолетов, ополченцев на блокпосту убило".
Сосед позакрывал их ветками. Куда их вывозить и на чем, он не знает.
Развитие событий на Украине, в ДНР и Луганской республике: последняя информация, фото и видео с места, реакция и комментарии — в онлайн-репортаже РИА Новости >>