МОСКВА, 5 июн — РИА Новости. Экологическую обстановку в России можно улучшить при помощи внедрения на производстве наилучших доступных технологий, устранения накопленного экологического ущерба и введения экомаркировки автомобилей как главных загрязнителей воздуха, считают в министерстве природных ресурсов и экологии РФ.
"Зеленые" технологии
До конца года Минприроды рассчитывает, что будет принят закон о технологическом нормировании на принципах наилучших доступных технологий (НДТ). НДТ — это описание лучших из существующих процессов производства конкретной продукции с минимальным объемом выбросов/ сбросов/ образования отходов на единицу товара.
"Документ принят Госдумой России в первом чтении и должен быть рассмотрен во втором чтении 20 июня. Разногласия с Российским союзом промышленников и предпринимателей по предусмотренным законопроектом позициям на сегодня сняты. В редакции законопроекта сохранились все принципиальные новации, которые позволят коренным образом перестроить систему нормирования в сфере экологии в России", — отметил глава Минприроды Сергей Донской.
В частности, проект закона предполагает разделение производственных объектов на четыре категории, исходя из уровня загрязнения окружающей среды: объекты со значительным потенциалом загрязнения окружающей среды; объекты с умеренным потенциалом; объекты с незначительным и с минимальным потенциалом загрязнения окружающей среды.
"Законопроект предусматривает введение в систему нормирования технических показателей НДТ. Фактически, это создаст условия для технологического перевооружения российской промышленности, повышения ее конкурентоспособности и, одновременно, существенного снижения негативного воздействия на окружающую среду", — уточнил министр.
Устранение ущерба
Минприроды России уже занимается ликвидацией накопленного ущерба в Арктике, на Байкале, а также в Нижегородской области. В 2014 году перечень мест уборки будет расширен, соответствующее распоряжение правительства уже подготовлено. Перечень включает 27 проектов в 16 регионах страны.
Из федерального бюджета на финансирование проектов предусмотрено в 2014 году 2,9 миллиарда рублей.
Среди проектов восстановление загрязненных нефтепродуктами земель в районе города Мирный (Архангельская область), реабилитация Авачинской бухты в Камчатском крае, ликвидация прошлого экологического ущерба, связанного со свалками судов вдоль побережья Кольского залива в Мурманской области, ликвидация отходов Беловского цинкового завода в Кемеровской области, рекультивация хвостохранилища "Тувакобальт" в Туве, утилизация отходов на площадке ОАО "Фосфор" в Тольятти, закрытие и рекультивация городских свалок в Набережных Челнах, Казани, а также в Республике Крым и Севастополе.
Экомаркировка авто
Кроме того, Минприроды готовит предложения по внедрению в России системы экомаркировки автотранспорта. Главная цель документа — снижение негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду, климат и здоровье населения.
"Экологическая маркировка в форме условных знаков дает информацию об экологических и энергетических характеристиках продукции, с одной стороны. Предоставляет возможность потребителям делать осознанный выбор товара с учетом его экологических свойств. С другой стороны, она заставляет производителей улучшать экологические характеристики продукции, становится условием конкурентного преимущества на рынке", — заявил Донской.
В этом вопросе министерство намерено опираться на опыт Евросоюза. Согласно требованиям специальной директивы ЕС от 13 декабря 1999 года, производители и продавцы обязаны информировать потребителей о нормах расхода топлива и уровнях выброса углекислого газа всех новых моделей легковых автомобилей. Эта информация должна в обязательном порядке содержаться не только на этикетке, прикрепляемой к автомобилю, но и в руководстве по эксплуатации, на видном месте на стендах в дилерских автосалонах и в рекламных материалах.
Согласно нормам ЕС, к 2015 году все новые легковые модели должны иметь средние выбросы углекислого газа не выше 130 г/км, а к 2020 — 95 г/км. За каждый "лишний" грамм предусмотрены штрафные санкции: пять евро за первый г/км превышения, 15 евро за второй г/км, 25 евро за третий г/км, и 95 евро за каждый последующий г/км. С 2019 года уже первый г/км превышения будет стоить 95 евро.
"Мы рассматриваем возможность использования аналогичного механизма. Помимо штрафных санкций может быть применен инструмент запрета на въезд транспорта с высоким выбросом CО2 в отдельные районы городов, например, в центр мегаполиса, на территорию охраняемых природных зон, парков и так далее. Пилотный проект планируется реализовать в Москве", — считает глава Минприроды.