МОСКВА, 30 мая — РИА Новости. Раскол общества и экономический кризис — два главных вызова для избранного президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси. Более чем убедительный результат, по предварительным данным его кандидатуру на прошедших выборах поддержали более 90 процентов проголосовавших, дают бывшему министру обороны карт-бланш, в первую очередь на обеспечение стабильности и безопасности внутри страны. На международной арене новый лидер будет стараться придерживаться сбалансированной политики, поэтому отношения, в том числе с Россией будут скорее прагматичными, чем привилегированными, к такому выводу пришли эксперты профильного круглого стола, прошедшего в МИА "Россия сегодня".
Государство "разболталось"
"Явных кризисных явлений в повседневной жизни египтян не наблюдается <…> С голоду не помирают, но цены выросли по сравнению с тем, что было еще совсем недавно", — отмечает только что побывавший в стране ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Беляков. По его словам, люди живут, трудятся, "надеются на то, что завтра будет лучше, чем сегодня".
"И эта надежда, в первую очередь, была связана, конечно, с президентскими выборами. В Египте почти никто не сомневался, в том, что ас-Сиси с большим преимуществом будет избран президентом. Как уверены многие в Египте, военный и решительный человек может навести порядок и управлять страной", — отмечает эксперт. По его словам "первостепенная" задача для нового лидера — это консолидация общества и установление стабильности, причем стабильности просто в плане безопасности". Страна "разболталась" за прошедшие три с половиной года, государство ослабло, резюмирует эксперт.
Прочная основа
По мнению профессора МГИМО МИД РФ Марины Сапроновой очевидно, что новые египетские власти "достаточно хорошо и плодотворно подготовились" к стартовавшему избирательному процессу" — выборам президента, а затем и парламента. "В отличие от так называемого первого периода, когда у власти находился президент от исламистов Мухаммед Мурси, когда сначала был выбран президент, затем парламент, и только потом была принята конституция, которую половина населения не признали, потому что исполнительная и законодательная власти уже были сформированы и очевидно под кого будет написан текст, так вот, учтя этот опыт, военные власти пошли по-другому пути. Политический процесс выстроили в обратном порядке, и сначала на референдуме населением была одобрена конституция. Потом, между принятием конституции и президентскими выборами был принят абсолютно новый избирательный закон, достаточно жесткий", — считает эксперт.
По ее словам, несмотря на все проблемы в экономике, власть все же сконцентрировалась на том, что выстроила прочную "юридическую основу дальнейшего политического процесса". И это позволяет с определенным оптимизмом смотреть на будущее страны, считает Сапронова.
Экономика в предлагаемых обстоятельствах
Говорить о состоянии египетской экономики сейчас трудно, потому что часто требуются конкретные цифры и не всегда их можно привести, отмечает профессор Института Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Владимир Исаев. "Дело в том, что сейчас по Египту мало статистических данных достоверных по той простой причине, что за эти три с лишним года неразберихи египетская статистика, которая и без того хромала, вообще ее просто-напросто нет, сейчас все данные очень приблизительны", — отмечает эксперт. При этом Египет серьезно пострадал не только в результате так называемой "арабской весны", но и вследствие мирового финансового кризиса, напоминает Исаев. По его словам именно "ухудшившаяся ситуация в экономике по сути привела к тому, что так легко Египет согласился с тем, что президент (Мухаммед — ред.) Мурси сидит, и, судя по всему, будет сидеть долго". Исходя из структуры экономики — большой процент крайне бедного населения и концентрация значительной доли ВВП в руках армии — новые власти вынуждены будут увеличить субсидии для одних и обеспечить поддержку других.
"Армия — это крупнейший предприниматель <…> Она и во времена революционных событий тоже удерживала примерно 30 процентов ВВП. Так было и останется. Не думаю, что сейчас этот процент сильно возрастет. Хотя новый президент из военных и он должен будет увеличить расходы на армию", — отмечает Исаев. По его словам это связано с несколькими обстоятельствами.
"Прежде всего, надо показать, что с приходом нового президента жизнь улучшается, население это не очень затрагивает, но с мнением армии нужно считаться. Второе — те очаги сопротивления так называемых исламистов, которые то на Синайском полуострове появляются, то с сектора Газа прорываются, то со стороны границы с Ливией проникают. Ситуация серьезная, армию нужно укреплять", — уверен эксперт. При этом в недалеком будущем могут возникнуть проблемы и с соседями на юге. "В ближайшее время, к тому же, начнутся "разборки" между Египтом и некоторыми африканскими странами, расположенными в верховьях Нила, которые претендуют на перераспределение его ресурсов, потому что вода всем нужна — и вот там тоже может дойти до серьезных столкновений, которые ряд экспертов ожидает. Хочет он того или нет но обстоятельства таковы, что военные расходы могут резко возрасти", — подчеркивает эксперт.
Старые проекты и новые условия
Запад, который изначально поддерживал предшественника ас-Сиси, исламиста Мурси, сейчас не будет вмешиваться и каким-то образом мешать новому египетскому лидеру, отмечают эксперты. Сейчас все заинтересованы в стабильном развитии страны, в том числе — реанимирование старых проектов, которые были "заморожены" в разгар "арабской весны". И не последнюю ролю здесь играет внешнеполитическая конъюнктура, отмечает Владмир Иваев. "ЕС открыто говорит, что нужно уменьшать зависимость в области поставок газа из России. А откуда уменьшать? Так вот существовал проект по прокладке газопровода из Египта до Италии. Я думаю, что сейчас он будет реанимирован. Тогда даже было подготовлено технико-экономическое обоснование, и я думаю, что те, кто готовил ТЭО, а там очень серьезную роль играли французская Total, итальянская Eni, и ряд других, в том числе американцы, вот эти проекты сейчас будут реанимированы, особенно учитывая политическую составляющую", — считает Исаев.
Проверенный партнер
"Думаю, что при президенте Фаттаха ас-Сиси отношения у нас будут с Египтом хорошие", — считает Владимир Беляков. "Ситуация изменилась в Египте, и в России. И я думаю, что даже мотивации у президента будут немножко другие. Сейчас буквально последние месяцы стало ясно, что Россия может влиять на развитие событий, скажем, в Сирии в какой-то степени Иране, и это дает возможность наконец-то Египту сбалансировать свою внешнюю политику. И я думаю, что эти теплые официальные отношения будут скорее отражать желание именно сбалансировать политику, по отношению к США", — отмечает эксперт. При этом ожидать "такого, как было в 60-е годы", то есть привилегированного партнерства "не стоит", считает Беляков. С другой стороны, состоявшийся в феврале визит ас-Сиси в Россию, еще в качестве министра обороны, уже тогда был признан знаковым, указывает Марина Сапронова. "Очень показательный визит в Россию и заключение знаменитого военного контракта, что было воспринято как достаточно самостоятельный демарш во внешней политике",- отметила эксперт.