Я очень рад, что в критический для наших отношений с ЕС и США момент Запад лишился важного политического козыря и важного психологического преимущества. Но это мое чувство радости смешивается с чувством сожаления.
Я уверен, что российские переговорщики выжали максимум возможного во время тяжелого диалога с китайскими коллегами. Но я уверен и в другом: если бы наши переговоры с Пекином завершались не на фоне украинского кризиса, максимум мог бы быть и более впечатляющим.
Реальный урок происходящих на наших глазах драматических событий вовсе не в том, что Россия должна повернуться спиной к Западу и лицом к Китаю. Реальный урок одновременно и менее линеен, и более банален. Заключается он, с моей точки зрения, вот в чем: кризисы типа того, что сейчас происходит на Украине, вредны и разрушительны абсолютно для всех их участников.
На дверях вагонов московского метро традиционно красуется надпись "не прислоняться". Мне кажется, что это не только инструкция для пассажиров подземки. Свои стратегические отношения с потребителями наших природных ресурсов Россия должна строить, не забывая об этой формуле.
Это для создания семьи надо выбирать только одного партнера. В сфере геополитики и глобальной экономики действуют правила противоположного толка. Чем больше партнеров — желательно, состоящих в конкурентных отношениях между собой — тем лучше. Только так можно добиться ситуации, когда все эти партнеры будут уравновешивать друг друга. Только так можно отбить у наших экономических визави желание проверить Россию на прочность. И, принимая во внимание подобную геополитическую арифметику, сложно не прийти к выводу: при всех своих возможных издержках газовый суперконтракт с Китаем — это лучшее, что Москва сделать в данной ситуации.
В иные для наших отношений с Западом времена мы бы наверняка смогли бы выбить из Пекина более выгодные условия. Но где они, эти иные времена? Времена, в которые живешь, как известно, не выбирают. Это не Россия спровоцировала беспрецедентный кризис из-за Украины. Ответственность за это лежит частично на самой Украине, частично на Западе.
Тони Брентон считает: Запад сейчас "имеет дело не с реваншистской Россией, а с Россией, которая действует на основе холодного расчета". Полностью согласен. В США и ЕС полагали, что Россия — отыгравшее действующее лицо, которое никуда не денется. Москва своими действиями показала, что это не так. Подписание газовой мегасделки с Пекином — это, безусловно, одно из таких действий.
Искренне надеюсь, что до западных лидеров начинает постепенно доходить: Россию лучше не загонять в угол. Подобная политика невыгодна не только стране, которую загоняют, но и тем государствам, которые загоняют.
Европейские политики уже говорят об этом во весь голос.
Америка тоже понесет издержки — и очень для нее болезненные. Только ленивый не заявлял в последние годы: устроив войну в Ираке, Вашингтон многократно усилил влияние своего злейшего врага Ирана. Когда Ирак было сильным и влиятельным государством, он являлся для Тегерана естественным противовесом. Но американцы бездумно разрушили этот баланс, а потом начали кусать локти.
Сейчас — пусть в радикально другой форме — Америка совершает очень похожую ошибку. США разрушают сложившийся баланс в международных делах. Китай — это страна, которую в Вашингтоне считают своим главным стратегическим соперником. Но спровоцированный Америкой украинский кризис объективно способствует увеличению влияния Китая в мире. Позиция США подталкивает Москву к более тесным отношениям с Пекином, чем те, которые были бы возможны в иных обстоятельствах.
Получается странная вещь: заняв по отношению к России исключительно агрессивную позицию, Америка сыграла на руку своему главному стратегическому сопернику.
Впрочем, чего Америка хотела, и чего она в результате получила — это не наши заботы. Наши заботы — это самим не попасть впросак.
Это очень амбициозная задача, учитывая то, с какими изощренным партнерами мы имеем дело. Но такой вариант, как понижение геополитических ставок в игре, у России сейчас просто отсутствует. Или пан — или пропал.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции