МОСКВА, 21 мая — РИА Новости. Россия, подписав контракт на поставки российского газа в Китай, лишила Европу средств политического давления, считает проректор Дипломатической академии МИД РФ Александр Лукин.
В среду РФ и Китай подписали 30-летний контракт на поставку российского газа в КНР по восточному маршруту на общую сумму 400 миллиардов долларов.
По словам Лукина, РФ еще до украинского кризиса нужна была диверсификация рынков сбыта, чтобы не зависеть от одной стороны — Евросоюза. "Это особенно важно в нынешней ситуации, когда в связи с украинским кризисом нам Европа начала угрожать тем, что она будет сокращать импорт газа и сокращать зависимость", — сказал Лукин РИА Новости.
Он отметил, что китайский контракт не покрывает всего того, что Россия поставляет в Европу, китайский контракт является одной третью от того, что поставляется в Европу. "С другой стороны, Европа сразу все тоже не закроет. Если она будет постепенно уменьшать, то мы показываем Европе, что нам есть куда поставить то, что она не будет покупать. В этом случае мы лишаем Европу средства политического давления. Даже наоборот, показываем им альтернативу, что Россия будет в этом отношении ориентироваться больше на азиатские рынки", — считает эксперт.
"Но думаю, речь идет скорее о диверсификации нашей геоэкономики с прицелом на рынки Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом. Причем эта цель была провозглашена российским руководством задолго до украинских событий. Что касается резкого сокращения нашего западного рынка, то это еще большой вопрос — ведь наши экономические отношения с тем же Евросоюзом приносят выгоды обеим сторонам", — сказал он РИА Новости.
Разговоры о возможном сокращении импорта энергоресурсов из РФ начали звучать в Европе после обострения ситуации на Украине и включения Крыма в состав РФ.
Маргелов считает, что в целом визит Путина в КНР "может существенно поменять структуру международных отношений". "Хотя Россия и Китай не планируют создание военно-политического блока, есть мнение, что этот визит — крупный шаг к стратегическому партнерству двух стран", — сказал он.