МОСКВА, 20 мая — РИА Новости. Первые варианты новых школьных учебников по истории подготовят к осени, заявил на круглом столе в МИА "Россия сегодня" замдиректора по научной работе Института российской истории РАН Сергей Журавлев.
Во время дискуссии эксперты обсудили проблемы при работе над новыми учебниками, вопрос, стоит ли делать историю Великой Отечественной войны отдельным предметом, а также способы повысить интерес школьников к истории.
Круглый стол "Учебники истории: Великая Отечественная война" прошел в рамках проекта "Георгиевская лента — символ Победы". В обсуждении помимо Журавлева приняли участие заведующий научным сектором Российского военно-исторического общества (РВИО) Юрий Никифоров и доктор политических наук Сергей Черняховский.
"Где-то к осени мы должны получить первые варианты текстов новых учебников истории. Не одного — все-таки надеюсь, что будет несколько учебников", — сказал Журавлев.
Он отметил, что уже ведется работа по переподготовке преподавателей на основе нового историко-культурного стандарта, но пока трудно сказать, насколько быстро новые учебники будут внедрены в систему обучения. "Просто так взять и резко перейти на новую программу не удастся, даже по той причине, что там идет несовпадение по классам", — считает ученый.
Представитель Института российской истории РАН считает важным рассказать о единстве фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны. По его мнению, недостатком существующих сейчас учебников является то, что в них отдельно описываются боевые действия, а отдельно — повседневная жизнь народа в это время.
"Нам бы хотелось, чтобы школьники увидели, как вся страна жила в военное время. Мы не можем решить проблему воспитания патриотизма, гражданственности, не рассказав, как вся страна работала на победу. Как жили люди в регионах <…>, сколько получали по карточкам и как умудрялись выживать на это, как добровольно уходили на фронт, несмотря на то что по медицинским показателям их могли не призывать. Мы бы не победили, если бы вся страна не работала на победу — вот что важно показать", — подчеркнул он.
Как отметил ученый, после воссоединения Крыма с Россией в учебниках будет присутствовать и крымская тематика. В частности, он напомнил, что президент РФ Владимир Путин недавно подписал указ о реабилитации крымских татар. Путин тогда выразил надежду, что указ станет основой для поступательного развития этого народа.
По мнению Журавлева, в новых учебниках нужно уделить достаточное внимание межнациональной проблематике в годы Великой Отечественной войны — рассказать о вкладе разных народов в Победу. Помимо общенационального есть и региональный аспект, и важно понять, как совместить их, чтобы региональное было гармоничной частью общего.
История войны как отдельный предмет
Доктор политических наук Сергей Черняховский отметил, что при работе над учебно-методическим комплексом важно учитывать несколько моментов. Один из них, как считает эксперт — то, что Великая Отечественная война является "не просто неким героическим периодом в истории нашего народа, а рубежом, когда в очередной раз был повернут ход истории".
По его мнению, историю Великой Отечественной войны следует изучать не в контексте истории Отечества XX века, а как отдельный предмет.
"Преподавание истории Великой Отечественной войны не должно быть частью отечественной истории XX века. Это должен быть отдельный большой курс, где достаточно подробно были бы рассмотрены вопросы трагедии, динамики и легенды войны. Всего того, что родилось волей людей, которые на самом деле делали невозможное", — отметил Черняховский.
Он считает, что если подойти к изучению истории войны в рамках курса отечественной истории, то это "будет поверхностно".
Еще одной проблемой, полагает Черняховский, является огромное количество фальсификаций истории, и здесь самое главное — защитить от них школьников. Он напомнил, что любой школьник может зайти в интернет, включить телевизор — и услышать то, что не всегда соответствует истине.
Заведующий научным сектором Российского военно-исторического общества (РВИО) Юрий Никифоров считает важным, чтобы учебник был не просто набором фактических материалов, но и дополнялся, например, диском с фотографиями, аудио- и видеоматериалами.
"Для меня, как для преподавателя, очевидно, что этот учебник, который создается, не может быть признан как канонический текст. Сегодня у школьника есть интернет — он лучше послушает песни военных лет, посмотрит что-то и так далее. Бессмысленно перегружать учебник фактическими материалами", — считает представитель РВИО.
По его мнению, должна быть усилена методическая составляющая нового учебника. Никифоров полагает, что можно прикладывать к учебнику диск, где были бы представлены мультимедийные материалы по истории войны.
"Дети за то количество часов, которое отводится на изучение Великой Отечественной войны, вряд ли всё осилят, если не предложить им яркие символы, образы, которые бы захватили ребенка. Не стоит перегружать уроки фактическими материалами, если это просто остается конспективным изложением и не оставит никакого следа в личности ребенка", — отметил ученый.
Важно, по его мнению, и личное отношение автора учебника к истории. "Основная цель — сформировать у школьника чувство причастности к своей стране, к своей истории. А с точки зрения фактической — я думаю, что эксперты и система экспертизы не дадут проникнуть туда искажению нашего общего прошлого", — считает Никифоров.