В понедельник в рамках латиноамериканского турне глава МИД РФ Сергей Лавров посетит Никарагуа. Накануне о предстоящих переговорах, планах развития военно-технического сотрудничества и поддержке Манагуа российской политики в отношении Украины корреспонденту агентства РИА Новости Дмитрию Знаменскому рассказала заместитель министра иностранных дел Никарагуа и постоянный представитель в ООН Мария Рубиалес.
— Чего вы ожидаете от визита министра иностранных дел России в Манагуа?
— Визит министра иностранных дел России в Никарагуа может способствовать консолидации отношений братства, солидарности и общего видения мировых проблем, которые уже есть между нашими народами и правительствами. Россия и Никарагуа разделяют одни и те же идеалы справедливости, мира во всем мире, где народы и правительства смогут развиваться и обеспечить благосостояние своим гражданам без внешних вмешательств и в рамках суверенного права каждого государства выбрать свою собственную политическую, экономическую и социальную систему согласно своим собственным интересам.
Россия и Никарагуа обладают огромными возможностями для развития двустороннего сотрудничества и торгового обмена. В этом плане важно продвинуться в подписании торгового соглашения, чтобы иметь предпочтительный доступ на рынки друг друга.
— Как в Никарагуа оценивают происходящее сейчас в отношениях России и Украины?
— Никарагуа прекрасно понимает, что произошло на Украине. Мы уже высказались достаточно убедительно, что произошедшее — это часть политики США и их союзников из НАТО, направленной на создание подрывных движений с целью свержения демократически избранных режимов, которые не гнутся перед интересами США и их союзников.
В случае Украины включается еще и тот фактор, что данные силы пытаются окружить и изолировать Российскую Федерацию. Ситуация на Украине не отличается от попыток государственных переворотов и смен режимов в странах Латинской Америки, Карибского бассейна, Африки и Азии.
Мы поддерживаем суверенное решение народа Крыма выбрать свою собственную судьбу, потому что твердо стоим на позиции принципа самоопределения народов. Крым сделал свой выбор законно, и мы признаем его право на это.
— Президент Даниэль Ортега заявил о намерении Никарагуа модернизировать свои вооруженные силы при помощи России. О чем конкретно идет речь в плане модернизации при российской поддержке?
— В первую очередь, Россия является страной, с которой у нас были исторически налаженные отношения во всех областях сотрудничества, в том числе и военной. Поэтому логично, что в момент, когда Никарагуа требуется усиление ее вооруженных сил перед лицом новых угроз, таких как наркотрафик и организованная преступность, мы ищем поддержки у нашего друга и постоянного союзника.
Также после решения Международного суда в Гааге от 2012 года Никарагуа получает доступ к обширной морской территории (речь идет о многолетнем споре между Никарагуа и Колумбией относительно нескольких островов в Карибском море. Международный суд признал за Колумбией право на семь небольших островов, в то же время существенно расширив границы морских владений Никарагуа примерно на 70 тысяч квадратных километров — прим. ред.), что делает необходимым усилить наши военно-морские средства для патрулирования нашей территории и контроля за нашими природными ресурсами.
— Никарагуа пока не относится к числу популярных туристических направлений для россиян в Латинской Америке. Как бы вы могли оценить турпоток из России и что могла бы сделать Никарагуа для увеличения числа российских туристов?
— Действительно, сейчас мы не являемся одним из предпочтительных направлений для российского туризма в регионе, однако весь необходимый потенциал для этого у нас есть.
Одним из базовых элементов для увеличения российского турпотока в Никарагуа могло бы стать улучшение ситуации с воздушным сообщением, что могло бы быть частью двустороннего сотрудничества, о котором мы говорили в начале.
Кроме того, Никарагуа должна лучше продвигать свои туристические преимущества, такие как туристические зоны, пляжи, горы, вулканы, рыбалка, туризм в колониальном стиле, безопасность, прекрасные цены и, конечно, наша невероятно красивая природа, открытый и дружелюбный характер никарагуанцев.
— Конституция Никарагуа не разрешает размещать иностранные военные базы на национальной территории. Но можно ли говорить об облегченном режиме для российских ВМС, в случае если они заходят в никарагуанские порты во время своих дальних походов?
— Действительно, Конституция Никарагуа не позволяет размещать иностранные военные базы на нашей территории, однако мы понимаем, что в данном случае речь идет как раз об использовании оборудования, инфраструктуры, чтобы российский ВМФ мог пользоваться нашими портами и аэропортами во время остановок в части снабжения и т.д.
Кроме того, с учетом совместного патрулирования в наших территориальных водах речь идет об облегчении совместной работы, которую мы делаем. Ответственность за выдачу таких разрешений лежит на Национальной ассамблее. Такие разрешения выдавались и будут выдаваться вооруженным силам России и других стран, с которыми у нас есть соглашения о сотрудничестве и совместном патрулировании.