Рейтинг@Mail.ru
Статус Каспийского моря - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Статус Каспийского моря

© Fotolia / ekipajКаспийское море
Каспийское море
Читать ria.ru в
Дзен
В Москве прошла конференция глав МИД прикаспийских стран, на которой представители России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении обсуждали вопросы, связанные с проблематикой совместной деятельности в зоне Каспийского моря.

Каспийское море — озеро-море, крупнейший внутренний бессточный водоем Земли, расположенный на юго-востоке Европейского континента на границе с Азией. Его протяженность с севера на юг составляет около 1,2 тысячи километров, ширина с запада на восток — от 200 до 435 километров, площадь — около 390 тысяч квадратных километров, объем вод — 78 тысяч кубических километров, что составляет окло 44% общих запасов озерных вод на Земле. Максимальная глубина моря — 1025 метров. Уровень Каспия находится на 27 метров ниже уровня Мирового океана.

В Каспийское море впадает более 130 рек, крупнейшая из них — Волга, которая связывает его с Мировым океаном.

Каспийский регион богат запасами нефти и газа.

Береговую черту с Каспием имеют пять государств: Россия (Дагестан, Калмыкия и Астраханской область) — на западе и северо-западе, Иран — на юге и частично на юго-западе, Азербайджан — на западе, Туркмения — на юго-востоке, Казахстан — на севере, северо-востоке и востоке. В бассейн Каспийского моря помимо пяти стран, имеющих выход к Каспию входят еще четыре страны — Грузия, Армения, Узбекистан и Турция.

В советское время Каспийское море практически было внутренним водоемом в границах СССР и лишь на юге омывало берега Ирана.

Установленный советско-иранскими договорами статус Каспийского моря как внутреннего (внутриконтинентального) водоема, практически был признан всем международным сообществом государств и нашел подтверждение в доктрине международного права.

После распада Советского Союза и увеличения числа прибрежных государств на Каспии с двух (СССР, Иран) до пяти (Россия, Азербайджан, Иран, Казахстан, Туркменистан) возникла необходимость выработки нового правового статуса Каспийского моря. В настоящее время правовой режим Каспия определяется Договором между РСФСР и Персией от 26 февраля 1921 года и Договором о торговле и мореплавании между СССР и Ираном от 25 марта 1940 года. В этих документах, основывающихся на принципе "общей воды", предусматривается свобода судоходства и рыболовства для прикаспийских государств (в последнем случае за исключением 10-мильной рыболовной зоны), запрет плавания судов под флагами некаспийских стран. В то же время договоры не регулируют вопросы недропользования, охраны природной среды и военной деятельности. Кроме того, их действенность признается не всеми вновь возникшими прикаспийскими государствами.

В целях выработки Конвенции о правовом статусе Каспийского моря в 1996 году по решению министров иностранных дел пяти прикаспийских государств была образована Специальная рабочая группа (СРГ) на уровне заместителей министров иностранных дел.

Переговоры по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря проводятся в рамках СРГ, а также на двух- и трехсторонних консультациях. В повестку дня встреч также входят вопросы взаимодействия в освоении биологических и минеральных ресурсов, судоходства, обеспечения безопасности и сохранения экосистемы Каспия.

Согласование проектов отраслевых международных договоров по каспийской тематике проводятся на уровне представителей соответствующих государственных органов сторон.

6 июля 1998 года между Российской Федерацией и Республикой Казахстан были заключены Соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование и 13 мая 2002 года Протокол к данному Соглашению.

29 ноября 2001 года и 27 февраля 2003 года заключены Соглашение между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о разграничении дна Каспийского моря между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой и Протокол к нему соответственно.

Также между Россией, Казахстаном и Азербайджаном 14 мая 2003 года заключено Соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.

4 ноября 2003 года подписана Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, которая вступила в силу 12 августа 2007 года. В ней заложены основные положения по регулированию антропогенного воздействия на морскую среду, вопросам охраны биологических ресурсов и общему взаимодействию между сторонами в отношении мероприятий по охране экосистемы Каспия.

В 2011-2012 годах в пятистороннем формате были подписаны такие значимые для защиты морской среды Каспия международно-правовые документы, как Протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью,

Протокол по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников.

Состоялись три саммита прикаспийских государств (23-24 апреля 2002 года, 16 октября 2007 года и 18 ноября 2010 года). Первый саммит прикаспийских прошел в Ашхабаде в 2002 году. Тогда было принято решение провести вторую встречу в Тегеране в 2003 году, но в этот срок она не состоялась и потом еще несколько раз откладывалась.

Лишь в октябре 2007 года в Тегеране прошел второй саммит. Его участники подписали Декларацию, в которой обозначили общие подходы к выработке конвенции о правовом статусе Каспия.

В рамках третьего каспийского саммита в Баку было подписано Совместное заявление президентов "каспийской пятерки", а также Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море.

Четвертый Каспийский саммит пройдет осенью 2014 года в Астрахани.

Практически у всех государств пятерки есть собственный взгляд на разграничение Каспийского моря.

Россия выступает с компромиссной инициативой о разграничении дна Каспийского моря между сопредельными и противолежащими государствами по модифицированной срединной линии в целях осуществления суверенных прав на недропользование при сохранении в общем пользовании водного пространства, обеспечении свободы судоходства, согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды. Принципиальным в российских подходах остается: нахождение в общем пользовании поверхности и водной толщи и деление на национальные сектора только дна; деление спорных месторождений по принципу 50:50, когда одна из претендующих сторон компенсирует другой стороне, первой начавшей освоение спорного месторождения, половину произведенных на разведку и освоение затрат, получая таким образом право принять участие в дальнейших работах; создание стратегическо- экономического центра по Каспию, в рамках которого должны решаться вопросы экологии, судоходства, рыболовства и координация совместной деятельности.

Казахстан и Азербайджан в целом поддержали российское предложение, что и было зафиксировано в соответствующих межгосударственных соглашениях.

При этом Азербайджан изначально проводил линию на раздел Каспия на национальные сектора как части государственной территории, что и было зафиксировано в Конституции Азербайджанской Республики 1995 года, которая включает в определение "национального сектора" Азербайджана дно, водную толщу, поверхность, а также воздушное пространство Каспия.

Аналогичную позицию занял и Туркменистан, где указом президента при главе государства была образована Национальная служба освоения туркменского сектора Каспийского моря, что, как и в случае с Азербайджаном, входит в противоречие с действующим статусом Каспия.

Иран отдает предпочтение сохранению Каспийского моря в общем пользовании по принципу кондоминиума. Одновременно Тегеран заявляет, что готов согласиться с разделом Каспия на национальные сектора, но только на условиях равных долей (по 20%).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала