Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Московский театр драмы и комедии на Таганке

23 апреля 1964 года на базе Московского театра драмы и комедии был создан Московский театр драмы и комедии на Таганке.

Театр на Таганке (Московский театр драмы и комедии на Таганке) — московский драматический театр, созданный в 1964 году режиссером Юрием Любимовым на базе Московского театра драмы и комедии, существовавшего с 1946 года.

В 1963 году событием в московской театральной жизни стал спектакль "Добрый человек из Сезуана" Бертольда Брехта, который был поставлен студентами третьего курса Щукинского театрального училища под руководством актера Театра имени Евгения Вахтангова Юрия Любимова. Эстетика спектакля резко выбивалась из существовавших тогда направлений. На волне успеха Юрию Любимову было предложено возглавить Московский театр драмы и комедии, и он сформировал новую труппу на основе выпускников своего курса.

Через год, 23 апреля 1964 года, спектаклем "Добрый человек из Сезуана" в Москве открылся новый театр — Театр на Таганке.

Любимов привлек в труппу молодых артистов, которые впоследствии стали именитыми актерами — Владимира Высоцкого, Валерия Золотухина, Вениамина Смехова, Николая Губенко, Бориса Хмельницкого, Аллу Демидову, Зинаиду Славину, Инну Ульянову и других. Особое предпочтение режиссер оказывал актерам, имеющим склонность к самостоятельному творчеству, многие из них оставили свой след не только на театральной сцене и в кинематографе, но и в литературе и авторской песне.

Любимов объединял в постановочных группах спектаклей поэта Андрея Вознесенского, писателей Бориса Можаева, Федора Абрамова, Юрия Трифонова; композиторов Дмитрия Шостаковича, Альфреда Шнитке, Эдисона Денисова, Софью Губайдулину; театральных художников Бориса Бланка, Давида Боровского, Энара Стенберга, Сергея Бархина, Михаила Аникста и других.

На сцене театра режиссер поставил спектакли "Герой нашего времени" (1964) по Михаилу Лермонтову, "Антимиры" (1965) Андрея Вознесенского, "Десять дней, которые потрясли мир" (1965) по Джону Риду, "Павшие и живые" (1965) Давида Самойлова, Бориса Грибанова и Юрия Любимова, "Жизнь Галилея" (1966) Бертольда Брехта.

Среди спектаклей Театра на Таганке 1960-1970-х годов — "Послушайте! " (1967) по Владимиру Маяковскому, "Пугачев" (1967) по Сергею Есенину, "Тартюф" (1968) Жана Батиста Мольера, "Мать" (1969) Максима Горького, "А зори здесь тихие" Бориса Васильева, "Гамлет" Уильяма Шекспира (оба — 1971), "Товарищ, верь…" (1973) Людмилы Целиковской и Юрия Любимова, "Деревянные кони" по Федору Абрамову (1974), "Мастер и Маргарита" по Михаилу Булгакову (1977).

В разработку визуального образа спектаклей большой вклад внес художник Давид Боровский.

Автором ряда инсценировок ("А зори здесь тихие", "Деревянные кони", "Товарищ, верь…") была жена режиссера актриса Людмила Целиковская.

В спектаклях "Антимиры", "Павшие и живые" режиссером был Петр Фоменко, он также поставил "Дознание" (1966) Петера Вайса.

В начале 1980-х годов Анатолий Васильев поставил в театре нашумевший спектакль "Серсо".

К концу 1970-х годов Московский театр на Таганке приобрел международную известность, спектакли Таганки пользовались огромным успехом.

Рост общественного авторитета театра вызывал усиление контроля властей, спектакли с большим трудом пробивались к зрителю, некоторые из постановок были запрещены из-за политического подтекста.

Смерть Владимира Высоцкого в 1980 году стала катализатором многих процессов внутри театра и вокруг него. К тому времени Театр на Таганке стал символом неприятия господства принципов социалистического реализма, отношение властей к нему стало более жестким.

Был запрещен к показу спектакль "Владимир Высоцкий", посвященный памяти поэта и артиста, снят с репертуара "Борис Годунов" по Александру Пушкину, запрещены репетиции "Театрального романа" по Михаилу Булгакову. В 1984 году, во время работы Юрия Любимова над постановкой "Преступление и наказание" по Федору Достоевскому в одном из английских театров, он был освобожден от должности художественного руководителя Театра на Таганке и лишен советского гражданства.

Новым главным режиссером театра был назначен Анатолий Эфрос. Еще при Любимове как приглашенный режиссер он поставил пьесу "Вишневый сад" Антона Чехова (1975) с Высоцким в роли Лопахина. Согласие Эфроса возглавить Таганку после изгнания Любимова было воспринято как штрейкбрехерство, ряд актеров покинули театр, многие фактически объявили Эфросу бойкот.

Анатолий Эфрос восстановил в театре на Таганке "Вишневый сад", поставил спектакли "На дне" (1984) Максима Горького, "Мизантроп" (1986) по Мольеру.

В 1987 году после кончины Эфроса коллектив избрал новым руководителем театра актера и режиссера Николая Губенко, который начал борьбу за возвращение на родину Юрия Любимова. В 1989 году Любимов стал первым известным эмигрантом, которому возвратили советское гражданство.

В Театре на Таганке были восстановлены запрещенные ранее спектакли "Борис Годунов", "Владимир Высоцкий", "Преступление и наказание", "Живой".

В 1989 году Юрий Любимов официально сменил на посту художественного руководителя театра Николая Губенко, который занял пост министра культуры СССР.

Были поставлены "Маленькие трагедии" Пушкина (1989), "Самоубийца" Николая Эрдмана (1990), "Доктор Живаго" по Борису Пастернаку (1993).

В 1993 году театр разделился на две труппы: Московский театр на Таганке под руководством Любимова и "Содружество актеров Таганки" под руководством Губенко, которое с 1994 году получило новую сцену.

Основу нового театра составили артисты и часть сотрудников Театра на Таганке, в числе которых Зинаида Славина, Татьяна Жукова, Инна Ульянова, Леонид Филатов, Нина Шацкая, Наталья Сайко, Михаил Лебедев, Валерий Погорельцев.

С Любимовым продолжили сотрудничество актеры Валерий Золотухин, Виталий Шаповалов, Борис Хмельницкий, Александр Трофимов, Алексей Граббе, Иван Бортник, Алла Демидова. С 1997 года Любимов отказался от зарубежных контрактов, полностью посвятив себя театру.

В 1990-2000-х годах им были поставлены пьесы "Пир во время чумы" и "Евгений Онегин" по Александру Пушкину, "Самоубийца" Николая Эрдмана, "Электра" Софокла и "Медея" Еврипида, "Живаго (Доктор)" по Борису Пастернаку, "Подросток" по Федору Достоевскому, "Хроники" по Шекспиру, "Театральный роман" по Михаилу Булгакову, "Шарашка" по Александру Солженицыну, "Фауст" по Иоганну Гете, "Идите и остановите прогресс (обэриуты)".

В последние годы были поставлены спектакли "Горе от ума — Горе уму — Горе ума" (2007), "Замок" (2008) Франца Кафки, "Арабески" (2009) по Николаю Гоголю, "Сказки" по мотивам произведений Андерсена, Уайльда, Диккенса, "Маска и Душа" по Антону Чехову (2011).

Летом 2011 года в театре возник конфликт, вызванный нежеланием актерской труппы переходить на контрактные отношения, как предлагал Любимов. В результате режиссер ушел в отставку, а Театр на Таганке в качестве директора и художественного руководителя возглавил Валерий Золотухин. Он руководил им до марта 2013 года, когда подал в отставку по состоянию здоровья.

Новым директором театра 5 марта 2013 года был назначен Владимир Флейшер.

После ухода Любимова в театре состоялись премьеры спектаклей "Венецианские близнецы" по Карло Гольдони в постановке итальянского режиссера Паоло Эмилио Ланди, "Король умирает" по Эжену Ионеско в постановке Кшиштофа Занусси, "Калека с Инишмана" Мартина МакДонаха в постановке Сергея Федотова и другие.

Текущий юбилейный 50-й сезон Театр на Таганке открыл спектаклем "Нет лет" по стихам Евгения Евтушенко в постановке Вениамина Смехова.

В апреле 2014 года свой юбилей Театр на Таганке отметит премьерой спектакля "Таганский фронт", посвященной легендарной сцене и Юрию Любимову. Автор текста и режиссер спектакля — Владислав Маленко.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала