Отельный сегмент — один из китов, на которых держится турбизнес. Состояние этой сферы является индикатором обстановки в отрасли и отчасти в экономике страны в целом. Какие туристы останавливаются в московских отелях, почему известный международный бренд — не панацея, чего не хватает отечественному персоналу и куда дальше будет двигаться отрасль — об этом и многом другом корреспондент РИА Новости Алексей Светозарский поговорил с вице-президентом Федерации рестораторов и отельеров России Вадимом Прасовым.
- Как Вы оцениваете ситуацию на гостиничном рынке столицы?
— Отельный рынок в Москве в целом стабилен. Есть программа развития, ежегодно строится и открывается по несколько отелей, как крупных, так и относящихся к категории небольших.
Конечно, есть определенные сложности, в частности, с участками, которые выделяются под гостиницы. Появляется градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) — документ, формулирующий те объемы, которые может построить инвестор. Зачастую дойдя до этой стадии, многие инвесторы предпочитают продать эту площадку, нежели строить. Такая практика действительно есть.
В любом случае Москва как бизнес-город так или иначе привлекает туристов. К плюсам можно отнести практически полное отсутствие сезонного фактора. Есть определенные провальные даты — тот же январь, новогодние, майские праздники — периоды, когда деловая активность снижается. Но есть даты, когда она традиционно возрастает. Это весенне-осенний период, когда происходит основная масса крупных выставок, конференций, крупных деловых мероприятий.
Рынок не стоит на месте. Он испытал и продолжает испытывать на себе влияние политической ситуации. Некоторое количество туристов, которые собирались приехать в Москву, изменили свои планы ввиду обстоятельств политического характера. Но в целом это не значит, что рынок сильно упал. Да, есть некоторое падение, но оно происходит в первую очередь за счет туристических групп, потому что бизнесмены рассматривают ситуацию с поездками в Москву несколько иначе — с деловой точки зрения. Если есть потребность прибыть в город с целью проведения деловой встречи, переговоров, присутствия на конференции, то данная категория туристов не отменяет поездку в одностороннем порядке, так как это может повлиять на их бизнес.
Можно говорить о том, что рынок в целом растет, как и говорить о том, что он упал в связи с определенными событиями. Не сказать, чтобы эта ситуация была абсолютно критична, хотя известные события и оказывают определенное влияние.
- Как обстоят дела с индустрией гостеприимства в российских регионах? Проецируются ли на них московские тенденции?
— Говорить о том, что на регионы проецируются московские тенденции, было бы не совсем верно. Москва гораздо больше по объему бизнеса, нежели любой другой российский мегаполис, поэтому ситуация не тождественна. Хотя где-то ситуация так или иначе имеет схожие черты.
Скоро у нас пройдет чемпионат мира по футболу. В тех восьми городах, где будут проходить матчи, не считая Москву, Санкт-Петербург и Сочи, в которых инфраструктура отлажена, есть какие-то проекты строительства гостиниц. Та же Казань, проведя Универсиаду, хорошо подготовилась и выглядит вполне достойно с точки зрения качества и количества средств размещения. Тем не менее есть еще проекты, которые развиваются.
Такая же ситуация в Екатеринбурге — в свое время он был одним из первых городов, в которых возник некий кризис перепроизводства, когда упали цены и загрузка. Сейчас рынок освоился, устаканился, и показатели екатеринбургских гостиниц неплохие, но при этом в городе есть несколько проектов строительства новых отелей.
Рынок не стоит на месте. Так или иначе есть инвесторы, которые готовы вкладывать деньги в его развитие. Это касается не только отелей с международными брендами. Известно, что иностранные бренды свои деньги в строительство гостиниц не вкладывают. Прежде всего это деньги инвестора, который доверяет компании в управление уже построенное здание.
- Кто сейчас инвестирует в отельный бизнес в России? Сохранилась ли тенденция преобладания российского капитала, или у иностранцев все же появляется интерес?
— Прежде всего отечественные инвесторы. Это достаточно традиционная история, связанная в том числе и с определенными сложившимися стереотипами, страновыми рисками. Сейчас на российском рынке немного иностранных инвесторов.
- На форуме Russia Hotel Expansion Summit, проходившем в Москве в конце прошлой недели, эксперты много обсуждали плюсы и минусы использования иностранных брендов в России, соответствие уровня их качества общепринятым стандартам…
— В основной своей массе российские отели соответствуют, здесь ситуация достаточно прозрачная. Нужны или не нужны бренды — зависит от конкретного региона, конкретной локации, отеля.
Если мы говорим о том, что, условно, в Новом Уренгое непременно нужен Marriott, то это не совсем верное утверждение. Там в первую очередь нужен качественный четырехзвездочный отель. Сам по себе отель не является причиной приехать в то или иное место, и какой-нибудь американец, сидя у себя дома, не смотрит на карту мира в поисках того, где открылся новый Marriott. Если ему нужно в Новый Уренгой по делам, он будет рассматривать варианты размещения в этом городе, а если ему туда не надо, то и поездка не состоится. То есть надо понимать, что сами по себе гостиницы не генерируют поток туристов в тот или иной город, они его обслуживают.
При прочих равных некоторые люди готовы сделать выбор в пользу брендового отеля. Например, вы приехали на Ближний Восток и идете по совершенно незнакомому городу, заведения питания в котором вас чем-то смущают, и вдруг вы видите McDonald's. Вы чувствуете несколько большую уверенность в том, что, поев в нем, вы будете чувствовать себя хорошо.
- Насколько управление брендовым отелем в России сложнее, чем управление гостиницей под собственной маркой?
— Это вещи несколько разного порядка. В целом рынок можно разделить на четыре составляющих. Первая — отели с международными брендами, вторая — с российскими. Также существуют отели, у которых есть управляющая компания, но может не быть бренда. И четвертая группа — отели независимые.
Если сказать, что у международных отелей все прекрасно, в том числе у их инвесторов, с точки зрения возврата инвестиций, то это будет неправда. Есть, условно, Ararat Park Hyatt в Москве, который был построен и окупился за достаточно короткий период и был вполне успешен для инвесторов. Есть, например, Hyatt в Екатеринбурге, который на пятый год своего существования достиг среднегодовой загрузки в 27%. Инвестор, который вкладывал деньги в этот отель, может быть, только в прошлом году, на пятый год деятельности, не вкладывал никаких средств в операционку, не датировал его с точки зрения выплаты зарплаты, налогов и прочих расходов. Сказать, что бренд является гарантией успеха для инвестора, нельзя.
Под бренд проще привлечь проектное финансирование, отель с брендом несколько проще продать: купить себе Marriott и купить себе гостиницу "Ромашка" — это не одно и то же. С точки зрения затрат и вложений брендовый отель будет дороже, если люди не разбираются, как строить отель, им иногда проще заплатить больше и получить некий продукт, нежели его самим изобретать.
Опять же это не говорит о том, что в России нет никакой экспертизы по строительству отелей, и мы до сих пор лаптем щи хлебаем и топором в зубах ковыряемся. Есть вполне профессиональные люди, которые способны построить отель вне зависимости от того, будет он с брендом или без него. Бренд не является самоцелью и средством спасения.
Что касается независимых отелей — если вы находите на управление подобным отелем генерального менеджера с большим опытом, вполне возможно, что он сможет за какой-то период выстроить бизнес-процесс. При этом ему все равно нужна команда более-менее обученных людей. Отель может быть успешен и под управлением человека без опыта — если он умный, хваткий, в состоянии учиться, впитывать знания, обладает широким кругозором. Зачастую бывает так, что человек, построив отель, доверяет его, например, своим родственникам, имеющим представление о гостиничном бизнесе на уровне первобытного человека. В таком случае, конечно, говорить об успехе достаточно сложно. Вопрос упирается в профессиональное управление.
- Насколько в отельной сфере в России вообще и в Москве в частности преобладают профессионалы? Можно ли сказать, что непрофессионалы сейчас — скорее исключение?
— К сожалению, пока нельзя. Мы — страна с определенной историей, у нас за долгий советский период при наличии гостиниц индустрия гостеприимства не очень-то сложилась. Нельзя научиться всему и сразу. К тому же следует иметь в виду и то, что гостиничный бизнес — не самый быстроокупаемый, поэтому к этой сфере не всегда относится приоритет инвесторов, выбор делался в пользу, например, торговых центров, ресторанного бизнеса.
Гостиницы — достаточно большой и трудоемкий процесс, капиталоемкий и специфический с точки зрения своей технологичности. Очевидно, что в России масса резервов, и достойных отечественных управляющих компаний не так уж и много, но этот рынок постепенно растет. Появляются люди с опытом работы в российских и зарубежных компаниях, применяющие его в своей текущей деятельности, основывающие новые компании, приходящие в качестве наемных менеджеров в отели. Идет нормальный эволюционный процесс. Просто его нельзя назвать безумно интенсивным, так как бурный рост — не та история, которую мы наблюдаем в гостиничном бизнесе. Есть моменты, когда тот или иной регион активней развивается, появляется больше отелей за короткий период, но конечно же профессиональных людей с опытом, навыками и пониманием быстро появляться не может, так как это не зависит только от их желания. Это связано с наличием какого-то образования, как высшего классического, так и повышения квалификации, курсов, тренингов и специальных программ.
Резервы есть, их довольно много, и сказать, что индустрия топчется на месте, было бы неправильно.