Рейтинг@Mail.ru
Смоленская катастрофа как камень преткновения в отношениях РФ и Польши - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Смоленская катастрофа как камень преткновения в отношениях РФ и Польши

© РИА Новости / Олег Минеев | Перейти в медиабанкГодовщина крушения самолета польского президента под Смоленском
Годовщина крушения самолета польского президента под Смоленском
Читать ria.ru в
Эксперты считают, что Польша увязывает двустороннее сотрудничество при расследовании смоленской трагедии с политической конъюнктурой.

Ровно четыре года назад, 10 апреля 2010 года, под Смоленском потерпел крушение самолет Ту-154 президента Польши Леха Качиньского. Вместе с ним погибла вся высшая элита страны. Спустя четыре года польская сторона все еще ищет виновных в этой трагедии. 

Дотошность Варшавы можно понять: та катастрофа стала серьезным потрясением для польской нации. Здесь надо учитывать и контекст истории. Лех Качиньский с супругой и представителями руководства страны летел на траурные мероприятия в Катыни. В гибели делегации при данных обстоятельствах можно при желании усмотреть довольно много символизма.

Причины катастрофы установлены

Россия все это хорошо понимала. Поэтому с самого начала делала все необходимое для досконального и непредвзятого расследования катастрофы. Согласно опубликованному в начале 2011 года окончательному отчету Межгосударственного авиационного комитета (МАК), непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром из-за плохих метеоусловий, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа. Материалы технического расследования свидетельствуют, что в их кабине во время посадки находился главком ВВС Польши Анджей Бласик. Согласно выводам экспертов, в том числе польских, его присутствие оказывало давление на пилотов и повлияло на их решение посадить самолет в Смоленске, несмотря на предупреждения диспетчеров.

Летом 2011 года свой доклад представила польская правительственная комиссия. В итоговом докладе говорится, что одной из причин катастрофы самолета президента Польши стал поздний уход пилота на второй круг. То есть польские эксперты фактически согласились со своими российскими коллегами.

В пользу точки зрения специалистов МАК говорит и недавнее решение Главной военной прокуратуры Польши, исключившей версию о взрыве на борту, которой придерживаются сторонники «теории заговора», в том числе партия "Закон и справедливость" Ярослава Качиньского, брата погибшего президента.

Теория заговора используется как козырь в политической борьбе

Тем не менее, есть люди, которые продолжают видеть в катастрофе "руку Москвы", говорит польский независимый публицист, политолог Зигмунд Дзенчоловский.

"Сейчас идет бурная дискуссия. До сих пор есть люди, которые верят в то, что падение самолета являлось следствием заговора. Их невозможно переубедить, предъявляя даже серьезные доказательства обратного. Это противостояние определяет польскую политическую жизнь уже четыре года, — говорит политолог, — В предстоящих выборах в Европарламент смоленская катастрофа будет использоваться как козырь.

Это будет продолжаться еще долго. Мы же до сих пор расследуем катастрофу самолета с польским премьером в изгнании, которая произошла в 40-е годы над Гибралтаром. До сих пор мы обсуждаем теорию, согласно которой эта катастрофа была подстроена с целью покушения. Эта история будет жить вечно. И поставить все точки над "i" в обозримом будущем не удастся. Найдутся люди, которые поставят новые вопросы.

Подобная ситуация объяснима. Все-таки, это беспрецедентное событие: из Варшавы вылетел самолет с элитой государства и никто не вернулся живым. Масштаб события будет влиять на политическую жизнь Польши еще долгие годы".

Польша еще не вынесла официальный вердикт

Польское расследование дела о гибели президентского Ту-154 может быть завершено до конца 2015 года, сообщил генеральный прокурор Польши Анджей Серемет. Впрочем, он подчеркнул, что это его личный прогноз, который может и не оправдаться. Действительно, есть довольно много шансов на то, что польская сторона будет искать и найдет новый повод для продолжения расследования. 

"В Польше нет единой точки зрения на произошедшее. Те, кто стоит на объективных позициях, согласны с выводами российских и международных экспертов. Но те, кто в том или ином виде проявляет русофобию, предлагают свои, ни на чем не основанные версии, — говорит советник Российской академии наук Вилен Иванов, — доказано, что были нарушены элементарные правила. Пассажирам нельзя вмешиваться в работу пилотов. Все это известно. Игнорировать факты — это значит демонстрировать свою ангажированность. Попытка оправдаться и оправдать, с одной стороны, а с другой — попытка бросить тень на руководство России".

Возникает ощущение, что поляки увязывают двустороннее сотрудничество в рамках расследования смоленской трагедии с политической конъюнктурой, добавляет заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов.

"Очень сложно рассуждать о том, почему Польша прекратила сейчас взаимодействовать с Россией в этом вопросе. Самое очевидное объяснение — это украинский кризис. Здесь поляки на самом деле занимают достаточно жесткую позицию. Нельзя исключать того, что к России опять возникнут вопросы и претензии. Имея в виду как раз ту негативную динамику восприятия России, которая сейчас сложилась в Европе".

По всей видимости, в этом русле будет в ближайшее время идти польская политика. Ведь многие политики в Польше и на Западе в целом заинтересованы в том, чтобы искусственно подогревать эту тему.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала