ВАШИНГТОН, 8 апр — Прайм, Диляра Солнцева-Эльбе. Страны финансовой "двадцатки" не оставят без внимания ситуацию на Украине, хотя этот вопрос и не значится в официальной повестке встреч в Вашингтоне. Главы Минфинов и Центробанков G20, а также руководство МВФ и Всемирного банка обсудят влияние кризиса на Украине на ее европейских соседей, рассказал "Прайму" источник в российской делегации.
Но главной темой весенней сессии МВФ и Всемирного банка, которая пройдет на этой неделе, традиционно станет состояние мировой экономики и международной финансовой системы.
Реформа квот государств МВФ, с ростом доли развивающихся стран, вряд ли сдвинется с мертвой точки в ближайшие дни и даже годы. Но государства с развивающимися рынками, которые в начале этого года столкнулись со значительным оттоком капитала из-за финансовой политики США и ЕС попытаются занять достойное место в мировой экономической архитектуре, получив дополнительные кресла в Совете по финансовой стабильности.
"Значительная часть времени будет уделена проблемам и ситуации в "emerging markets" и возможным мерам по преодолению негативных последствий. Сейчас уже очевидно, что многие из них сталкиваются с проблемами, и не все эти проблемы обусловлены исключительно политикой ФРС США, многие спорные решения принимают сами национальные власти", — сказал "Прайму" источник в российской делегации.
Очередная сессия МВФ и Всемирного банка и встреча глав Минфинов и Центробанков большой "двадцатки" пройдет в Вашингтоне 9-12 апреля, российскую делегацию возглавляет министр финансов Антон Силуанов.
Мировой аспект
Страны G20, производящие 90% мирового валового национального продукта и покрывающие 80% всемирной торговли, крайне заинтересованы в сохранении стабильности на международных финансовых рынках, но рвения в выполнении уже принятых решений не проявляют.
"Несмотря на восстанавливающийся рост в США, позитивные тенденции в Европе, очевидно, что в одиночку, без поддержки, развитые экономики всю ситуацию не вытянут. Будут, конечно, обсуждаться проблемы в Европе, и будет вопрос, связанный с тем, что прогресс в выполнении фискальных стратегий, разработанных в прошлом году, большинством развитых экономик, мягко говоря, не очевиден", — отметил собеседник агентства.
Принятие среднесрочных фискальных стратегий, закрепляющих обязательства стран по сокращению уровня госдолга и дефицита бюджета в период до 2017 года, стало одним из достижений председательства России в "двадцатке" в 2013 году.
Обсуждения налоговой проблематики в повестке дня G20 нет.
"Сейчас стоит задача подготовить все необходимые решения, основная дискуссия с конкретными предложениями для лидеров пойдет на осень (когда состоится следующая встреча "двадцатки"). В части инвестиций, хотя сессия будет, но она скорее будет носить характер рабочего обсуждения без прорывных решений, целый ряд вопросов требует изучения, каких-то документов министрам предлагать на рассмотрение не планируется", — добавил источник.
Украинский контекст
Страны-участницы G20, как и весь мир, следят за развитием ситуации на Украине, особенно с точки зрения влияния "евромайдана" на экономику Европы, особенно Восточной.
"Вопроса, связанного с ситуацией на Украине, в повестке дня "двадцатки" нет. Но в том или ином виде тема, наверное, будет подниматься, в ключе, какие риски кризис в экономике Украины может создавать для региона в целом. Это традиционный подход, и Греция в этом же виде обсуждалась", — уточнил источник.
В прошлом году G20 обсуждала экономический кризис в Греции лишь в контексте влияния греческого фактора на финансовую стабильность Европы, не вдаваясь предметно в "греческий вопрос". Что касается возможного кредита МВФ Украине на поддержание экономики страны, то этот вопрос вряд ли будет вынесен на обсуждение министров финансов, считает источник.
"Пока никаких проектов программы фонд не представил, ожидать, что будет обсуждаться эта тема предметно, не приходится", — сказал он.
В конце марта МВФ сообщил о достижении предварительного соглашения с Украиной о предоставлении 14-18 миллиардов долларов в рамках стабилизационной программы stand by. Выделение средств ставится в зависимость от принятия властями страны пакета реформ, нацеленных на стабилизацию экономики. Размер финпомощи от международного сообщества в целом, включая средства МВФ, может составить 27 миллиардов долларов в течение двух лет.
Реформа МВФ опять откладывается?
Реформа МВФ остается одним из самых острых и проблематичных вопросов последних лет для стран-акционеров фонда. Несмотря на то что договоренность о пересмотре квот в пользу развивающихся стран была достигнута еще в 2010 году, сделать это без ратификации данного решения большинством государств МВФ невозможно. До сих пор этот пересмотр квот не ратифицировали США, которые имеют квоту SDR 17,69% и 16,75% голосов, что обеспечивает им право вето в отношении ключевых решений фонда, требующих принятия большинством в 85% голосов.
"Вряд ли многие страны согласятся еще раз с формулировками, что давайте еще немного потерпим, дадим американским партнерам возможность что-то решить на своем уровне. Очевидно, что теперь с учетом неудачи по включению поправки в последний законопроект, раньше ноября новой возможности поставить этот вопрос у администрации США не будет. Мы в этой ситуации, очевидно, и по следующему сроку — до конца января 2015 года — тоже никакого решения иметь не будем, если просто будем сидеть и ожидать", — отметил источник.
Ситуация непростая: с одной стороны, американские партнеры заявляют, что предпринимают все возможные усилия, чтобы вопрос сдвинуть с мертвой точки, но до сих пор не сложилось и, безусловно, есть те, кто готов их в этой позиции поддерживать, указал он.
"Я не думаю, что сейчас правильный момент, когда нужно повторять этот опыт и 7-8 лет ждать, когда внутриполитическая ситуация в США позволит этот вопрос продвинуть. Другое дело, что на данный момент никаких опций или предложений, как выйти из этой ситуации, по какому пути должна двигаться "двадцатка", пока никем не сформулированы", — заметил источник.
"Несмотря на то что уже сингапурскому министру финансов, который является председателем МВФК (Международный валютный и финансовый комитет — ред.), дали поручение такие предложения сформулировать и начать консультации, пока процесс с мертвой точки не сдвинулся. Я не исключаю, что будут уже какие-то предложения, идеи звучать со стороны групп стран того же БРИКС", — полагает собеседник агентства.
Он сообщил, что у России есть несколько предложений по этому вопросу, которые он отказался озвучить. "Пока непонятно, какие из них могут получить хоть какую-то поддержку, целый ряд стран "двадцатки" не так чтобы сильно рвется достигать каких-то договоренностей, компромиссов. Есть ряд стран, которых нынешний статус-кво устраивает", — признал он.
Кресла финансовой стабильности
Страны с развивающейся экономикой в Вашингтоне наверняка поднимут вопрос о распределении полномочий внутри Совета финансовой стабильности (СФС), который был создан в период кризиса 2008 года, чтобы государства могли координировать друг с другом свою финансовую политику.
"Будет, наверное, вопрос, связанный с настоятельными просьбами ряда "emerging markets" относительно более справедливого представления стран на пленарных заседаниях Совета финансовой стабильности, так как ряд стран обладает тремя местами, кто-то двумя, а у некоторых по одному креслу. Эти страны — Южная Корея, ЮАР, Аргентина и ряд других — в последнее время регулярно поднимают вопрос, что хотят иметь более адекватную представленность, получить дополнительные кресла", — уточнил источник.
Однако, по его мнению, этот вопрос носит политический оттенок и на уровне самого СФС эти решения окончательно приняты не будут, и министры лишь обменяются мнениями по этому поводу, чтобы к концу года прийти к решениям.
"Пока однозначного согласованного мнения нет, сколько должно быть мест в целом за столом, потому что расширять до бесконечности круг участников обсуждений невозможно, кто должен будет поделиться своими местами в пользу "emerging markets", это пока тоже открытый вопрос", — пояснил собеседник агентства.