НЬЮ-ДЕЛИ, 7 апр — РИА Новости, Александр Невара. Выборы, которые определят состав нижней палаты индийского парламента 14-го созыва, стартуют 7 апреля и пройдут в девять фаз до 12 мая; выборы, в которых могут принять участие более 800 миллионов человек, обещают стать самыми масштабными парламентскими выборами в мировой истории.
Ландшафт крупнейших в истории выборы
Выборы в нижнюю палату парламента ("ЛокСабха") пройдут с 7 апреля по 12 мая в девять фаз — по очереди в разных регионах страны. Это позволит властям вовремя размещать в разных штатах дополнительные силы полиции для обеспечения безопасности выборов — угроза исходит как от ведущих партизанскую войну в целом ряде штатов боевиков-маоистов, так и от исламистских террористических группировок. Седьмого апреля голосование состоится в двух небольших северо-восточных штатах Индии — Ассаме и Трипуре. Через два дня выборы пройдут уже в пяти штатах. Избирательные участки будут открываться в 07.00 (08.30 мск) и работать до 18.00 (19.30 мск) (в северо-восточных штатах — до 16.00 или до 17.00).
Подсчет голосов будет проведен 16 мая, ожидается, что результаты объявят в тот же день. В выборах смогут принять участие примерно 814 миллионов человек. При этом более 100 миллионов избирателей будут голосовать впервые. Общее число избирательных участков — около 930 тысяч. Впервые избиратели смогут проголосовать "против всех". Срок полномочий депутатов нынешнего созыва палаты заканчивается 1 июня, новый состав должен быть сформирован до 31 мая.
Основное противостояние развернется между правящим Индийским национальным конгрессом (ИНК) и фаворитом предвыборных опросов крупнейшей оппозиционной партией страны "Бхаратия Джаната Парти" (БДП). В начале декабря 2013 года прошли выборы в местные законодательные собрания в пяти штатах — в четырех из них победила БДП. Именуемая Объединенным прогрессивным альянсом правящая коалиция (ИНК и его союзники) подвергается серьезной критике из-за коррупционных скандалов, замедления экономического роста, инфляции.
Борьба будет идти за 543 депутатских мандата. Для того, чтобы получить большинство, необходимое партии для самостоятельного формирования правительства, ей нужно завоевать 272 места. Однако, как отмечают СМИ и эксперты, вряд ли лидирующая в предвыборной гонке БДП сможет получить 272 места. Поэтому для нее будет принципиально важно преодолеть отметку в 200 мандатов — в таком случае ей будет легче договориться с мелкими партиями о формировании правящей коалиции.
В пятницу, 4 апреля, телеканал CNN-IBN опубликовал результаты опроса общественного мнения — по его данным, возглавляемая БДП коалиция Национально-демократический альянс получит 234-246 мест, а ИНК с союзниками — только 111-123 мандата. Если БДП будет не хватать 30-40 мест до 272, то она будет договариваться с мелкими партиями, чтобы сформировать правительство.
С другой стороны, ИНК также будет пытаться перетянуть на свою сторону как можно больше малых партий, чтобы БДП не смогла получить полную власть. В случае если БДП так и не удастся заручиться достаточной поддержкой региональных и мелких партий, то получится "подвешенный парламент" (hung parliament). Стоит также отметить, что при любых итогах выборов в верхней палате по-прежнему будут доминировать ИНК и его союзники.
Нынешний премьер-министр Индии Манмохан Сингх, которому в этом году исполняется 82 года, уже объявил, что покинет свой пост после парламентских выборов при любом исходе. Руководитель ИНК Соня Ганди в январе заявила, что ее сын и вице-президент партии 43-летний Рахуль Ганди возглавит кампанию партии на выборах, но не будет до них объявлен кандидатом на пост премьера. В то же время БДП официально объявила своим кандидатом на пост главы правительства 63-летнего главного министра штата Гуджарат Нарендру Моди. Его сторонники говорят о его реформах в этом штате как об "экономическом чуде". Моди резко критикует ИНК за неспособность обуздать коррупцию, экономический застой, слишком слабую, по его мнению, реакцию на внешнеполитические вызовы.
Экономический спад
Выборы будут проходить на фоне экономического спада в Индии — после того, как в течение десятилетия рост ВВП составлял от 8% до 10%, в 2011-2012 годах он снизился примерно до 6%, а в 2012-2013 гг. — до 5%. Рост числа рабочих мест замедлился, курс рупии снизился, иностранные капиталы покидают страну, инфляция превышает 8%. Как заявлял ранее министр финансов Индии Паланиаппан Чидамбарам, для того, чтобы обеспечить рабочими местами увеличивающееся число молодежи, необходим экономический рост около 8%. Даже по официальным правительственным оценкам, около 270 миллионов индийцев по-прежнему живут за чертой бедности.
Правящая партия
Основанный в 1885 году Индийский национальный конгресс — одна из старейших действующих демократических партий мира. Именно с ней связаны борьба Индии за независимость, деятельность наиболее видных ее участников, в том числе Махатмы Ганди. После получения страной независимости в 1947 году конгрессом руководили представители политической и семейной династии Неру-Ганди. ИНК правил Индией почти 50 лет. Идеология партии как в целом характеризуется либеральная, лево-центристская. Сегодня ИНК, который возглавляет Соня Ганди, имеет 206 мест в нижней палате. Вместе с союзниками партия фактически контролирует "Локк Сабху".
Если говорить о последнем десятилетии, то ИНК правит Индией с 2004 года. До этого, с 1999 года страной руководила БДП. В целом второй срок Объединенного прогрессивного альянса (после победы на выборах 2009 года) и, соответственно, премьера Манмохана Сингха оценивается как намного менее успешный, чем первый (2004-2009 годы).
Результаты большинства опросов и прогнозы аналитиков не обнадеживают конгресс. Власть критикуют как за постоянные коррупционные скандалы (в том числе, связанные со сферой оборонных закупок), ухудшение экономического климата, так и за "слабость" во внешней политике. Критики отмечают, что Индия в прошлом году не смогла ответить должным образом ни на военные провокации с пакистанской территории, ни занять жесткую позицию в вопросе территориального спора с Китаем. Кроме того, многих в Индии удручает "молчание", нерешительность, замедленная публичная реакция лидеров страны и конгресса на важные события общенационального масштаба.
В то же время, как заявляла сама Соня Ганди, не всегда можно во всем полагаться на опросы общественного мнения. Она напомнила в одном из выступлений, что в 2004 году многие говорили, что "с конгрессом покончено", но партия Неру-Ганди победила.
Перед выборами конгресс пообещал создать "миллионы рабочих мест" и оживить экономику. Рахуль Ганди пропагандирует "экономический рост ради всеобщего блага". Он обещает потратить огромные средства на модернизацию инфраструктуры страны, ее шоссейных и железных дорог, сделать качественное здравоохранение доступным для всех. ИНК в последнее время принял ряд социально ориентированных законов, важнейшим из которых стал утвержденный в 2013 году закон, предполагающий продажу по низким ценам продовольствия более чем 800 миллионам малоимущим гражданам. В то же время критики проекта заявляют, что он станет слишком тяжелым бременем для экономики страны. Оппозиция заявляла, что правящая партия пыталась "протолкнуть" законопроект из чисто популистских целей, чтобы заручиться поддержкой народа перед выборами. БДП утверждала, что в принципе поддерживает проект, но считает, что он требует серьезной доработки. Другим важным шагом ИНК стало принятие в феврале 2014 года законопроекта о выделении в отдельный, 29-й штат, области Телангана южного штата Андхра-Прадеш. Эксперты отмечали, что, создавая новый штат, правящая коалиция рассчитывает заручиться поддержкой избирателей из Теланганы на выборах. Решение о создании нового штата вызвало напряженность и массовые акции протеста в других районах Андхра-Прадеш, чьи жители выступают против отделения Теланганы. Оппозиция, как и в случае с законом о продовольствии, критиковала власти за популизм и чрезмерную спешку в вопросе Теланганы.
Лидеры ИНК говорят об угрозе прихода к власти в Индии "коммуналистских" (способствующих разделению людей по религиозному признаку) "темных сил" в лице БДП и ее лидера Нарендры Моди. Манмохан Сингх заявлял, что надеется на победу на выборах 2014 года "светских сил". Министр правительства Джаирам Рамеш ранее говорил, что выборы фактически станут борьбой ИНК с "коммуналистской" идеологией националистической индусской организации "Раштрия Сваямсевак Сангх", союзника БДП.
Оппозиция
"Бхаратия Джаната Парти" традиционно характеризовалась как политическая сила "индусского национализма". Идеология партии — правая консервативная. В то же время БДП сегодня позиционирует себя как современная, ориентированная на молодежь, на развитие бизнеса, политическая сила. Партия перед выборами прилагала большие усилия, чтобы показать свое доброжелательное отношение к меньшинствам — в первую очередь, к мусульманам, составляющим порядка 13% населения страны.
Кандидат БДП на пост премьера Нарендра Моди обещает придать свежие силы индийской экономике, вернуть инвестиции, построить 100 городов нового типа, создать за 10 лет 250 миллионов рабочих мест. Моди постоянно говорит о первостепенной важности образования. Он неоднократно повторял, что начинал работать простым продавцом чая и добился всего своими силами. Во внешней политике Моди обещает занять более жесткую позицию по многим вопросам — так, он предостерегал Китай от "экспансионизма", допускал резкие высказывания против Пакистана. Тем не менее, многие эксперты отмечают, что в случае прихода к власти Моди будет руководствоваться категориями "реальной политики" в отношениях с КНР, то есть развивать экономические связи.
БДП позиционирует себя как партия, дружественная бизнесу и инвесторам. Так, в последние месяцы рыночные аналитики писали, что именно рост популярности БДП и перспектива прихода Моди к власти вызвали подъем на индийских рынках. Известный индийский журналист Варгиз Джордж в опубликованной газетой Hindu статье назвал нынешнюю доктрину БДП и Моди "особым вариантом неолиберализма, который примиряет религиозный национализм с экономическим прогрессом". В то же время стоит отметить, что партия выступает против открытия Индии международным мультибрендовым торговым сетям, так как это может лишить дохода миллионы мелких торговцев.
Тридцать первого марта АрунДжайтли, один из лидеров БДП и лидер оппозиции в верхней палате, на пресс-конференции в Нью-Дели заявил, что в Индии царит "разочарование", "озлобленность" по отношению к власти, и именно этим объясняется рост поддержки БДП. Джайтли назвал главными причинами падения популярности ИНК его неспособность оживать экономику и восстановить веру в инвестиционный климат Индии; коррупцию и плохое качество "управления" в целом; недостаточную жесткость в решении вопросов безопасности как внутри страны, так и на ее границах; отсутствие лидера, который мог бы "вдохновить" массы. Говоря о военном положении Индии, Джайтли указал на то, что Минобороны виновато в ослаблении боеготовности вооруженных сил (в первую очередь, в сфере приобретения современных вооружений). По его мнению, глава министерства, как и другие нынешние лидеры страны, руководствуются принципом: "лучший способ избежать ошибки — это ничего не делать".
Критики говорят о том, что "экономическое чудо" Гуджарата — лишь иллюзия, а пользу от деятельности Моди извлек, в первую очередь, крупный бизнес. Кроме того, "модель Гуджарата" будет очень трудно воспроизвести по всей стране, считают оппоненты Моди. Так, политический аналитик Сваминатан Айяр пишет в газете Economic Times, что в Гуджарате Моди занимался "микроменеджментом" то есть нередко лично контролировал работу конкретных чиновников, сборщиков налогов и так далее. Но во всей Индии, где в решении большинства местных проблем намного большую роль играют главные министры штатов, а не центр, работать таким же образом он просто не сможет. Айяр также отмечает, что Моди придется выстраивать отношения как с мелкими и региональными партиями, с верхней палатой парламента, так и с его многочисленными противниками внутри самой БДП.
Один из главных аргументов против Моди относится к трагическим событиям 2002 года, когда более тысячи человек погибли в массовых столкновениях мусульман и индусов в Гуджарате (Моди тогда возглавил правительство штата). Правозащитники критиковали власти штата (главным министром с 2001 года был Моди) не только за неспособность положить конец насилию, но и за предполагаемое подстрекательство к нападениям на мусульман. Моди из-за событий 2002 года закрыт въезд в США и ЕС. В то же время БДП постоянно подчеркивает, что расследование трагедии не выявило ни одного доказательства какой-либо вины Моди. Именно поэтому сам он отказывается "извиняться" за 2002 год, так как его вины не выявлено.
Тем не менее, как отмечает директор делийского Центра политических исследований Пратап Бхану Мехта, в этих выборах главную роль будут играть надежды избирателей, связанные с той или иной политической силой, а не прошлое партий и лидеров. Сегодняшние настроения в стране, по словам Мехты — это "все, что угодно, только не конгресс".
Другие участники
В выборах могут сыграть определенную роль и другие силы — альянс региональных партий ("третья сила") и "антикоррупционная" "Партия простого человека" ("Аам Аадми Парти"). В феврале лидеры 11 партий (в том числе, коммунисты, "Самаджвади", "Джаната Дал" и так далее) объявили о формировании "альтернативного" альянса, чтобы отстранить от власти ИНК, а также не допустить к власти БДП, реальная политика которой, по их мнению, не будет отличаться от нынешней. Следует отметить, что на региональном уровне, в правительствах многих штатов, доминируют не ИНК и БДП, а именно региональные партии.
Заметный участник выборов — так называемая "Партия простого человека" ("Аам Аадми Парти", ААП). Ее лидер Арвинд Кеджривал в прошлом декабре пришел к власти в столичной территории Дели, став ее главным министром. Его предвыборная кампания строилась на обещаниях решить проблемы "простого человека" и победить коррупцию. Короткое нахождение Кеджривала у власти в Дели сопровождалось скандалами, конфликтами и хаосом — так, в январе эксцентричный Кеджривал объявил себя "анархистом" и устроил митинг со своими сторонниками в самом центре столицы, требуя переподчинения полиции города от МВД местным властям. В феврале Кеджривал подал в отставку после того, как законодательное собрание Дели отказалось рассмотреть предложенный им радикальный закон о борьбе с коррупцией. По оценке ряда экспертов, реальной целью Кеджривала была не власть в Дели, а создание репутации ему самому и его партии в масштабах всей страны накануне парламентских выборов.