Правительство РФ поручило российским министерствам за две недели разработать концепцию развития международного детского центра "Артек". В каком состоянии сейчас находится детский лагерь, что нужно для его развития и как "Артек" сотрудничает с всероссийским детским центром "Орленок" рассказал корреспонденту РИА Новости Валерии Мишиной заместитель генерального директора "Артека" Александр Косых.
— Александр Витальевич, какие первоочередные инвестиции сейчас нужны "Артеку"?
— Чтобы улучшить структуру "Артека", у нас есть план работы на год и перспективный план, в котором в качестве первоочередных мои коллеги выставили некоторые объекты. Во-первых, завершить строительство лечебного корпуса. Его реконструкция началась в прошлом году, и в этом году ее надо завершить. Мы его должны сдать в июле 2014 года, и по нашим оценкам, для завершения строительства необходимо еще 285 миллионов рублей. Следующий проект по значимости — это реконструкция общежития педагогических сотрудников "Артека", чтобы наши вожатые жили в хороших условиях, радовались быту и потом несли радость детям, с которыми работают. В общем, очень бы хотелось, чтобы в этом году реконструировали общежитие вожатых, и на него тоже нужно порядка 180 миллионов по грубым прикидкам.
И у нас еще есть бывшее здание столовой лагеря "Горный" в центре "Артека". Оно сейчас не используется, потому что все корпуса после реконструкции снабжаются своими столовыми. Это здание достаточно большое, оригинальной конструкции, и мы планируем его использовать под культурно-досуговый центр.
Одно крыло можно сделать для размещения кружков, отдела детского творчества, а другое крыло передать музейно-выставочному комплексу "Артека". И если получится, если будет проектное решение, можно сделать что-то вроде дансингового центра, развлекательного центра или многофункционального зала. Это будет зависеть от мастерства проектировщиков.
— Сейчас "Артек" должен получить статус международного детского центра. В том состоянии, в котором он сейчас находится, детский лагерь может выполнять эти функции?
— Собственно, Артек и выполняет функцию международного детского центра, и он готов ее выполнять и в том состоянии, в котором находится. Конечно, нам хочется, чтобы все, что мы делаем, получало развитие, и те услуги, которые мы оказываем, каждый год пополнялись чем-то новым, интересным, чтобы дети хотели к нам ехать. Поэтому логичнее всего в первую очередь разработать некую программу развития "Артека" в двух вариантах — краткосрочном и долгосрочном, скажем, до 2025 года и в первом варианте программы — краткосрочном — предусмотреть ряд объектов, который нам сейчас необходимы. Второй вариант — перспективный — то, что мы каждый год будем вводить. И тогда у нас у всех будет перспектива радости до 2025 года.
— Есть ли какие-то планы по привлечению детей из стран Европы? Намечаются ли какие-то программы?
— У нас традиционно всегда была в "Артеке" международная смена. И мы не хотели бы, чтобы эта традиция нарушалась. В прошлом году мы провели первый в истории "Артека" детский молодежный саммит, на котором дети обсуждали вопросы, которые волнуют их не только на Украине, но и по всему миру. Получился достаточно серьезный представительный саммит, и хотелось бы, чтобы эта традиция не прерывалась и дети могли бы выразить свое мнение.
— Сколько детей участвовало в молодежном саммите?
— Было очень много разных программ. А всего детей участвовало почти 500 человек. Они представляли 54 страны мира.
— Сейчас эксперты высказывают мнение, что международный лагерь "Орленок" опередил "Артек" в техническом развитии. Будете ли вы с "Орленком" сотрудничать, перенимать у них какие-то наработки?
— Мы и не прекращали с ними сотрудничество все это время. И делегация "Орленка" помогала нам вникать в вопросы, в тонкости перехода в законодательное поле Российской Федерации. И, конечно, мы только можем радоваться за орлятских коллег, что государство оказывало им помощь и они могли развивать материально-техническую базу. Я думаю, что государство и на нас обратит внимание, и в скором времени по качеству, к примеру, материальных благ "Артек" сравняется с "Орленком". Но в плане педагогики я не могу сказать, чтобы мы отставали.
Мы немножко разные, как левая рука и правая. Каждый выполняет свои функции, и они равнозначны и жизненно необходимы. Так и "Артек" и "Орленок". Мы не конкуренты, мы не соперники, мы разные. И если "Орленок" делает акцент на каких-то одних аспектах педагогики, то "Артек" традиционно делает на других. Поэтому детям, побывавшим в "Орленке", будет интересно побывать и в "Артеке, и наоборот.