МОСКВА, 3 мар — РИА Новости. Отношение к содержанию животных в зоопарке, особенно после трагичной истории жирафа Мариуса в Дании, в обществе двоякое. В то время как одни радуются возможности увидеть экзотических зверей или птиц в центре мегаполиса, другие приводят доводы "против" содержания животных в неволе и демонстрации их публике. В Международный День дикой природы РИА Новости узнали у экспертов, могут ли зоопарки действительно помочь восстановить популяции редких видов животных в естественной среде, и какая же их главная функция.
Людей посмотреть, себя показать
"Главной функцией всех зоопарков является сохранение видов. Зоопарк может содержать и изучать редкие и исчезающие виды животных, чтобы создавать искусственные популяции в неволе. То есть зоопарки — это генетические банки по сохранению редких и исчезающих видов животных путем содержания конкретных особей с целью получения от них потомства и дальнейшего развития их популяций в неволе", — считает заведующая секцией спецпроектов московского зоопарка Анастасия Честина.
Эксперт отмечает, что некоторые редкие виды животных сохранились только в зоосадах. Например, гости столичного зоопарка могут увидеть лошадь Пржевальского или оленя Давида, которые не встречаются в дикой природе.
В то же время директор Зоологического музея МГУ имени Ломоносова Михаил Калякин считает, что основная функция зоопарков — просветительская: демонстрация животных людям.
"Зоопарк, на мой взгляд, — место публичное, в котором люди знакомятся с животными. Размножение животных ради их выпуска в дикую природу и показ публике — это две разные задачи, требующие несколько разных условий. Надо отделять зоопарки от питомников, где животные не подвержены стрессу из-за посетителей", — считает ученый.
Более радикальной позиции придерживается руководитель программ российского представительства Международного фонда защиты животных (IFAW) Анна Филиппова, которая считает, что зоопарки до сих пор выполняют лишь образовательную функцию.
"Зоопарки сделаны специально для просветительских и образовательных целей. На мой взгляд, до сих пор уместно говорить только об этой функции. Говорить о сохранении вида, мне кажется, некорректно. Они созданы, чтобы городские жители, у которых нет доступа к дикой природе, могли увидеть животных", — сказала Филиппова.
Несмотря на то, что эксперты разошлись во мнении в отношении основной функции зоопарков, они едины в оценке условий содержания животных — они должны быть максимально приближены к естественной среде.
"Если зоопарк содержит животных в комфортных условиях, как, например, зоопарк Сан-Диего, где животные живут почти что в дикой природе, а люди ходят по выделенным им тропинкам, то это одно дело. А если животные сидят в клетках полтора на полтора метра с плохой кормежкой, — другое. Если зоопарк нормальный, то никаких особенных страданий животные не испытывают, а плюс гигантский, потому что живущие в городах люди после посещения зоосадов почувствуют причастность к сохранению дикой природы", — заявляет Калякин.
Честина отмечает, что в нормально обустроенных зоопарках животные получают сбалансированное питание, чего часто лишены в диких условиях, и находятся под ветеринарным контролем. Помимо этого подавляющее большинство обитающих в зоопарках животных — это обычно отнюдь не первое поколение рожденных в неволе зверей, птиц, пресмыкающихся.
"Если все до сих пор переживают за Мариуса, то это гротескный, но частный случай, а не обычная для зоопарков практика. В метро один-два человека в год попадают на рельсы, но никто не предлагает закрыть метро. О случае с Мариусом следует говорить с психологами, специалистами по детской психологии, а еще стоит учесть, что традиции отношения к животным в Дании, кажется, не во всем соответствуют нашим", — считает директор Зоологического музея.
Из клетки на волю
"Нет ни одного вида, который сохранился бы только благодаря содержанию в зоопарке. Животные должны иметь возможность спокойно размножаться без публики, а это работа центров по реинтродукции и разведению", — считает Калякин.
Такие центры действуют в России, однако их немного, и большинство из них сталкиваются с серьезной нехваткой финансирования, отмечает Филиппова. Например, в Тверской области существует медвежий питомник, работники которого выхаживают медвежат-сирот, после чего выпускают подросших и окрепших зверей на волю. Под Владивостоком действует центр спасения тюленей, который создала художница Лора Белоиван, и который держится на волонтерской помощи и частных пожертвованиях. Единственный реабилитационный центр, который получил государственную поддержку, сообщает эксперт IFAW, — это центр амурских тигров на Дальнем Востоке.
"Сейчас идет программа по реинтродукции переднеазиатского леопарда, используя особи из разных зоопарков. Проблема реинтродукции решается очень долго — нужны десятки лет. Необходимо, чтобы была сохранена природная среда существования этого вида, чтобы она была малонарушенной. Необходимо проводить работу с местным населением", — отмечает специалист московского зоопарка.