МОСКВА, 28 фев — Прайм, Диляра Солнцева-Эльбе. Граждане России скоро смогут почувствовать последствия ослабления курса рубля и на своем столе — в ближайшие месяцы начнут дорожать продукты питания. В условиях замедления спроса тяжесть падения национальной валюты ляжет на плечи производителей, ритейлеров и покупателей, полагают аналитики.
Ослабление рубля чревато ускорением "импортной инфляции" — зарубежные товары, как промышленные, так и продовольственные являются неотъемлемой частью жизни большинства наших сограждан. По оценкам финансовых властей и экспертов, девальвация рубля разгонит рост цен еще на 0,5-1 процентный пункт. Верхняя планка официального прогноза по инфляции на этот год 5,5%, и Минэкономразвития верит в его реалистичность.
"Учитывая, что доля импорта на рынке продовольственных товаров весьма высока, произошедшее в январе ослабление рубля может привести к дальнейшему ускоренному росту цен на продовольственные товары", — говорится в мониторинге МЭР экономической ситуации за январь.
Чай с конфетами дорожает
Последний раз падение рубля в таких серьезных масштабах, чтобы оно существенно повлияло на инфляцию, наблюдалось в разгар кризиса, в конце 2008 — начале 2009 года, тогда за три месяца курс в общей сложности упал более чем на 25%. Хотя текущее ослабление рубля не столь значительно — с начала года рубль ослаб к бивалютной корзине уже почти на 9%, участники рынка опасаются, что оно разгонит инфляцию.
Что касается продовольствия, то в кризисные годы эффект ослабления рубля затронул очень узкую группу продуктов, в первую очередь, мясные и рыбные продукты, кондитерские изделия, а также чай и кофе, пришли к выводу в Райффайзенбанке.
Недельная статистика по инфляции в феврале текущего года свидетельствует, что удорожание этих товаров происходило быстрее, чем за аналогичный период 2013 года. "Возможно, валютный шок уже начинает сказываться на ценах на эти товары — но о его масштабах можно будет судить только через несколько месяцев, так как он растягивается в течение года", — говорит Помельникова.
Наиболее выраженный вклад в продовольственную инфляцию сейчас идет от удорожания плодоовощной продукции, но, по мнению эксперта Райффайзенбанка, цены на нее не слишком подвержены влиянию девальвации.
Прирост цен на плодоовощную продукцию в январе (на 5,8%) был ниже прошлогоднего (на 7,4%). На овощи в январе прирост цен был в 1,7 раза ниже, чем год назад — 9% против 14,9%. На фрукты и цитрусовые прирост цен в январе такой же, как и год назад — 3% (3,1% в январе 2013 года).
Однако в ближайшие месяцы ожидается рост цен на фрукты и овощи по мере поступления импортной продукции, предупреждают, со своей стороны, в Минэкономразвития. Райффайзенбанк оценивает общий эффект от ослабления курса рубля максимум в 0,7 процентных пункта дополнительно к инфляции этого года, из которых на продовольствие приходится более 30% от общего эффекта.
Ослабление курса рубля может затронуть все продовольственные товары, и импортные, и производимые из зарубежного сырья, и даже отечественные, полагает экономист банка ING Дмитрий Полевой.
"При удорожании импортных товаров у производителей или ритейлеров будет оставаться возможность и для соответствующей корректировки цен на товары исключительно российского производства. Конечно, окончательный эффект будет зависеть от того, насколько эти товары сопоставимы по качеству, по цене, и насколько это повлияет на спрос", — сказал экономист.
Основным тормозом, сдерживающим последующий рост российских товаров, может стать слабый потребительский спрос. С другой стороны, именно с восстановлением потребительского спроса, замедлившегося на фоне снижения доходов населения, власти связывают надежду на ускорение экономического роста в этом году. По оценке Минэкономразвития, в январе реальные располагаемые доходы населения сократились с исключением сезонного фактора на 1,6%, ВВП с очисткой от сезонности — упал на 0,5%.
"Поэтому очевидно, что бремя ослабления курса рубля будут делить между собой и потребители, и импортеры либо производители, и торговые сети. Вряд ли все это бремя будет переложено на население, особенно в части потребительских товаров. Компаниям придется балансировать между желанием компенсировать ослабление курса рубля, а с другой стороны — не ухудшить спрос на продукцию, который и так снижается", — заключил Полевой.