Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Гигантский и вынесенный на первую полосу материал в сегодняшней Washington Post посвящен тому, что американская публика все больше выступает за легализацию марихуаны. Критический порог в 50% согласных с этим превышен. Что происходит с американским обществом? Споры на эту тему в нем крутятся вокруг эффективности запретов в целом и влияния на американские умы небывалой по интенсивности кампании по борьбе с табаком. То есть, получается, боролись с табаком и получили марихуану.
Давить на человека бесполезно?
Материал в Washington Post такого размера, что хватает места и на красочное описание соответствующей как бы легальной индустрии, и на экскурс в историю того, как американское общество сначала боролось с марихуаной, потом принимало ее, потом снова боролось, потом снова принимало. 11 штатов сделало легальным обладание "травой" еще в 1970-м году, после чего пошла волна запретов, пока в Калифорнии в 1996 году ее не разрешили продавать в "медицинских" целях.
Ожидается, что марихуана будет в том или ином варианте легализована в 20 штатах из 50, плюс в столичном округе Колумбия. Это может произойти в 2016-м году или около того, если вопрос будет двинут как следует — через законодательные собрания, референдумы и прочее.
Не будем отвлекаться на разговоры о том, хорошо это или плохо — марихуана. Вроде бы нормальному человеку и так должно быть все ясно. Тем более что разговор в США не об этом, а о том, как бороться, то есть об эффективности запретов. Хочется надеяться, что если бы опрос шел по-другому — "хорошо или плохо" — то результаты тоже были бы совсем другие.
Тут, наверное, разговор идет о том, как устроен человек, с его психологией и особенностями поведения. Если на него давят, то он сопротивляется.
Кто-то перестарался
В российском Движении за права курящих я изучаю как раз опыт США — страны, откуда по миру пошло антитабачное движение и запреты. И тут вопрос стоит очень просто: почему американцы доигрались до того, что курить там — это страшное дело, а вот если речь о марихуане, то…
В общем, для американцев уже давно нет секрета, что борьба с табаком — проект мощного медицинского лобби, которое хорошо заработало бы, если все бросили курить и обратились по этому поводу к врачу. А вот по части борьбы с марихуаной такого лобби, с его отчетливыми материальными интересами, нет. Наоборот, медики участвуют в движении за ее легализацию, и (смотри ту же статью в Washington Post) выдают разрешения на приобретение "медицинской" марихуаны. В этом разница.
Между прочим, это дети тех самых активистов, что теми же методами боролись с марихуаной. Но в середине 1990-х их движение выдохлось (в том числе от отсутствия денег), и они взялись за табак. А предыдущее поколение, бабушки и прабабушки, боролось за "сухой закон" в США, и тоже провалилось с тяжелыми для страны последствиями. Это такая особенность американского общества, вытекающая из традиций американской религии: бороться. Вот и доборолись. Сопротивляться антитабачникам сейчас сложно? Американцы пока что отвечают им асимметрично, желая легализовать марихуану.
Ошибка активистов в том, что они уходят от споров, вместо этого повышая интенсивность своего напора. И вот вам ответ — получили любовь к марихуане. Потому что "не смей" — это не те слова, с которыми можно обращаться к человеку. Он реагирует не так, как кому-то хотелось бы. Может временно не сопротивляться, но перестает верить каким угодно утверждениям и делает неожиданные выводы. И попробуй переубеди.
Хорошо, что Америка с ее обществом есть. Можно чему-то научиться на ее опыте.