Королева советских комедийных мелодрам Ирина Муравьева сегодня отмечает 65-летие. Ее главные героини – верные подруги и творческие личности, простые и искренние, порой забавные и нелепые, искавшие свое место в большом городе задолго до заморских Кэрри Брэдшоу и Бриджет Джонс. Специально ко дню рождения актрисы проект Weekend вспоминает ее лучшие роли.
"Чисто английское убийство", 1974
Роль в этом двухсерийном фильме стала первой большой работой Ирины Муравьевой в кино. "Чисто английское убийство" представляет собой классический английский детектив с обязательным убийством, дворецким и узким кругом подозреваемых, запертых в замкнутом пространстве. Ирине Муравьевой в картине досталась роль молодой особы со своим "скелетом в шкафу", который и становится ключевым фактором, влияющим на ход расследования. По сюжету, героиня Муравьевой – расчетливая дочь дворецкого, удачно устроившая свою судьбу. Единственная из всех женских персонажей, она появляется на экране в вызывающем наряде и короткой юбке, что подчеркивает ее роль во всем происходящем. Образ получился ярким и запоминающимся, но мало кто знает, каким трудом доставалась неопытной актрисе каждая сцена. В сложные рабочие моменты Муравьевой помогал режиссер, который был очень терпелив с будущей звездой экрана.
"Дуэнья", 1978
Остроумная музыкальная экранизация классической пьесы английского драматурга Ричарда Б. Шеридана повествует о несчастных влюбленных, чьи сердца втайне от отца главной героини соединяет хитрая дуэнья "с драконьей внешностью". Дуэнью сыграла Татьяна Васильева, а юную красавицу – Ирина Муравьева, которой еще несколько лет назад и в голову не могло прийти, что режиссер доверит ей подобное амплуа. "Кино я однажды "отравилась" и полюбила этот вид искусства, хотя изначально ничто не обещало мне успех в кинокарьере, — рассказала Ирина Муравьева в одном из интервью. — Я никогда не была красавицей: если режиссеры приходили в студию или в театр подбирать себе молодых актрис, в мою сторону даже не глядели. Поэтому еще в юности я поставила крест на себе как на киноактрисе». В фильме снимались Владимир Зельдин, Евгений Леонов, Семен Фарада, Любовь Полищук и многие другие – настоящий звездный актерский состав, к которому отныне принадлежала и Ирина Муравьева.
"Москва слезам не верит", 1979
После выхода этого фильма на экран жизнь всей съемочной команды разделилась на "до" и "после". Картина Владимира Меньшова с триумфом была принята и в СССР, и за границей. Помимо множества престижных наград лента получила "Оскар", а Ирина Муравьева была удостоена Государственной премии СССР. Многие зрители до сих пор отождествляют актрису с этой ролью, хотя сама Ирина Муравьева по характеру – полная противоположность Люды Свиридовой.
"Моя героиня хотела все разом: прыг — лотерейный билет купила, выиграла. Она не рассчитывала на себя, на свои силы… Было только огромное желание выйти замуж и начать прекрасно жить. А прекрасно жить невозможно без собственных усилий. Это касается, кстати, и артистов. Многие хотят сразу успех, славу, главные роли. А нужно уметь ждать, терпеть, двигаться вперед. Только это может привести к победе, больше ничего. А если подарок какой-нибудь свалится тебе с неба, говори спасибо, но при этом еще скажи: "Господи, какое несчастье! Значит, я что-то пропустил в жизни, раз мне это так легко досталось", — так рассуждает актриса.
"Карнавал", 1981
От провинциалки с двумя хвостиками до звезды эстрады – героиня "Карнавала" Нина Соломатина стала примером для всех юных девушек, мечтающих "выучиться на артистку". Народная любовь, "свалившаяся" на Ирину после премьеры картины, на долгое время выбила ее из колеи.
"Это был период, когда я не могла понять, как себя вести! — рассказывала актриса. — Случалось, ехала в машине, рядом останавливалась другая, и мне кто-то из нее показывал жестами, будто набирает номер на телефоне и трубку к уху прикладывает. Да еще подмигивал при этом! Я тут же становилась красной! А уж если кто-то напевал или говорил: "Позвони мне, позвони", — я его ненавидела и была готова провалиться сквозь землю! Потом успокоилась, поняла, что, когда человек подходит ко мне, нас не двое. Нас трое! Он, я и… образ, который я воспроизвела на экране. То есть ко мне это не имеет никакого отношения, люди обращаются к той, кого я сыграла. И сразу стало легче".
"Самая обаятельная и привлекательная", 1985
Еще одна знаковая роль – Надя Клюева, скромная и незаметная труженица, мечтающая обрести личное счастье с самоуверенным бабником вместо того, чтобы обратить внимание на того, кому она действительно нравится. Сняться в этом фильме Ирину Муравьеву уговаривали очень долго — уже тогда актриса понимала, что выросла из амплуа забавной неудачницы и недалекой провинциалки. "В свое время я очень много изображала Верок, Людок, Зинок. Беру сценарий, начинаю читать — ба, опять Зинка или Людка с рабочей окраины", — говорила впоследствии Муравьева.
Режиссер фильма Геральд Бежанов сторожил Муравьеву у театра, осыпал комплиментами и в конце концов применил "запрещенный прием", подключив к кампании по завоеванию мужа актрисы режиссера Леонида Эйдлина.
"Я говорил, что без Муравьевой не буду снимать, и точка! Без Муравьевой не получилась бы картина. Когда пишешь сценарий, ты умозрительно что-то делаешь. А когда актер появляется на площадке, он вносит свои черточки, характер, наполняет роль. И вот Муравьева принесла очень многое и своим отношением, и своим мастерством", — объяснял Бежанов свою настойчивость.
Только спустя годы, пересмотрев получившийся фильм, Ирина Муравьева поняла, как ошибалась, считая историю Нади Клюевой слишком мелкой и незначительной.
"Эта женщина в окне", 1993
После "Самой обаятельной…" Муравьева почти перестала сниматься – просто не находила для себя интересных ролей. Даже у своего супруга режиссера Леонида Эйдлина она сыграла всего в трех картинах: фильмах "Эта женщина в окне", "Спас под березами" и сериале "С новым счастьем". Героиня Муравьевой в ленте "Эта женщина в окне", мать-одиночка Евгения, спустя долгие годы вновь встречает свою единственную любовь и отца своего ребенка. И пусть он совсем не помнит ее, эта женщина готова ждать и верить в счастливое завершение их истории.