МОСКВА, 6 фев — Прайм, Мила Кузьмич. Реакция россиян на резкие колебания курса рубля зачастую лишена логики и носит, скорее, характер суеверий: падающий рубль на фоне заверений властей о том, что ситуация под контролем, заставляет граждан штурмовать обменники, скупая доллары и евро на пике цены, а затем, когда ситуация нормализуется, подсчитывать убытки от неудачных валютных операций и ждать развития кризиса.
И хотя общая картина в экономике хуже не стала, население сделало собственные выводы: по данным опроса, проведенного фондом "Общественное мнение", около 34% россиян считают, что в настоящее время страна переживает экономический кризис, еще 31% полагают, что существует угроза кризиса.
"Курс рубля — этот тот индикатор, который сказывается на восприятии населением своего благосостояния. Значительная часть населения получает доходы в рублях, и перепады в курсе рубля вызывают нервозность у россиян", — пояснил агентству "Прайм" главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик.
По его мнению, это вполне понятно, ведь предыдущие 20 лет население теряло свои сбережения, в том числе и из-за динамики обменного курса рубля, из-за валютных кризисов.
Ситуация с рублем является определяющим показателем стабильности экономики для большинства россиян, согласен директор института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
"Социологи зафиксировали такой фактор: россияне считали, что кризис был только до февраля 2009 года, то есть до того момента, пока рубль не перестал падать. То есть, для россиян стремительное обесценение рубля и есть главный показатель кризиса", — сказал Николаев.
Глава центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева напомнила, что в конце прошлого года люди уже столкнулись с тем, что рост зарплат сильно затормозился. "Как показывают индексы потребительской уверенности, население стало проявлять гораздо больше склонности к сбережению против новых покупок", — напомнила она.
В таких условиях неосторожные словесные интервенции властей имеют эффект информационной бомбы. "Если со всех трибун многие официальные лица, скажем (глава МЭР, Алексей — ред.) Улюкаев, говорит, что тенденция скорее к ослаблению рубля, а не укреплению, то в момент, когда вы видите реальное ослабление рубля, у вас есть ощущение, что вот оно, началось", — сказала Цепляева.
Не очень удачно, по мнению аналитика Сбербанка, был выбран момент, чтобы ЦБ представил свои планы перехода к таргетированию инфляции и освобождению курса рубля. Об этих планах было известно и ранее, но в момент, когда рубль и так падал, его падение было значительно усилено заявлениями ЦБ.
Кризис идей
"Если сейчас и есть кризис, то это кризис идей. Правительство и экономисты пока не сформулировали четкого плана действий, который мог бы вытянуть российскую экономику из состояния апатии. Все идеи, которые предлагаются экономистами либо тривиальны (вроде смягчения денежной политики), либо одновременно и тривиальны и неоднозначны (например, увеличение инвестиций в инфраструктурные проекты). Дефицит оригинальных решений очевиден", — полагает эксперт рейтингового агентства "РИА Рейтинг" Андрей Куц.
Лисоволик согласен, что кризисные настроения людей — субъективны и не связаны с реальным положением экономики. "Сейчас у нас ситуация, связанная с социальной сферой и рынком труда, неплохая, в выгодную сторону отличающаяся от большинства других стран", — полагает он.
"Кризис как таковой ассоциируется со спадом, а не просто с замедлением роста экономики — то что у нас и происходит. Не замедление, а именно падение, чего пока у нас нет", — подчеркнул Лисоволик.
Впрочем, депрессивные настроения пока характерны в основном для простых граждан, бизнес настроен позитивно. "Если бояться возможности кризиса, то надо сразу открывать похоронное бюро и просто заживо там всем пойти и схорониться. Поэтому надо работать, двигаться, меньше говорить о кризисе и больше думать о хороших вещах", — говорит президент Crocus Group Арас Агаларов.
"У нас постоянное оживление, поэтому мы не можем сказать, что есть какая-то стагнация сегодня и будет оживление. Другое дело, что все поговаривают о каком-то надвигающемся кризисе. Ну, поживем — увидим", — добавил он.