Наталия Григорьева
На третьем часу фильма Мартина Скорсезе "Волк с Уолл-стрит" герой Леонардо Ди Каприо, заглотив c десяток таблеток метаквалона (наркотика, популярного в 60-е и уже запрещенного в 80-е, когда происходит действие фильма), которые не сразу, но зато мгновенно лишают его возможности говорить и ходить, пытается ползком добраться до машины и доехать домой, где герой Джоны Хилла – в том же состоянии – говорит по телефону, прослушиваемому ФБР, с владельцем швейцарского банка, в котором хранятся незаконно нажитые миллионы. "Я могу ползти, я могу перекатываться", — говорит сам себе Ди Каприо и ползет по полу, и скатывается по лестнице, и снова ползет к машине, по-звериному рыча от бессилия, изогнувшись, чтобы ногой открыть дверь.
Ничего подобного 70-летний Мартин Скорсезе не выделывал со времен если не "Славных парней" (1990), то по крайней мере "Казино" (1995), а 39-летний Ди Каприо впервые за последние лет 15 демонстрирует чудеса биомеханики, казалось, частично ушедшие на дно вместе с "Титаником". "Волк с Уолл-стрит" — без купюр и без единого положительного героя, смешная до колик в животе, местами циничная и натуралистичная на грани фола, неизменно нравоучительная история взлетов и падений королей мира, в которой английское слово на букву "f" произносят более 500 раз. И это новый рекорд.
Фильм добрался до российского проката в статусе одного из главных претендентов на "Оскар" — причем сразу в пяти номинациях. В том числе за адаптированный сценарий, в основе которого – одноименный автобиографический роман Джордана Белфорта, брокера-авантюриста, к 30 годам сколотившего многомиллионное состояние. Свою карьеру молодой человек, которого и играет Ди Каприо, начал на Уолл-стрит, однако разразившийся в стране финансовый кризис привел к краху компании, где работал Джордан. Тогда он отправился в крошечную контору в пригороде, которую, применяя полученные на Уолл-стрит навыки и заручившись поддержкой беспринципных друзей во главе с Донни (Хилл), в мгновение ока превратил в процветающую финансовую империю. Законным путем? Конечно, нет.
Ди Каприо загорелся идеей сыграть Белфорта, когда прочел его книгу. Сам автор, в 80-е прошедший огонь, воду и медные трубы, ныне живет, здравствует, читает лекции о том, как преуспеть в бизнесе и даже появляется в фильме – Скорсезе "спрятал" Белфорта в своей картине, как награду самым внимательным зрителям. Независимость от крупных киностудий позволила Марти, Лео и их команде не подвергать цензуре ни роман, ни самих себя и передать историю дословно, с сексом, наркотиками и рок-н-роллом. С лимузинами, яхтами, вертолетами, пачками денег, приклеенными скотчем к телу прибывшей из Словении за американской мечтой девушки Шанталь, с женщинами всех мастей – от английской графини в исполнении Джоанны Ламли и до затянутой в кожу "госпожи", которой герой Ди Каприо позволяет засунуть в себя горящую свечу. Впрочем, дамы здесь – даже голливудская блондинка Марго Робби в роли жены Белфорта – не ценнее яхты или вертолета. It's a man’s world – это мир мужчин, грязно ругающихся, сильно пьющих, нарушающих заповеди и уголовный кодекс. Джона Хилл, снявшийся у Скорсезе за минимальный гонорар, играет на все 10 миллионов и без сожаления избавляется от надоевшего образа милого увальня. В эпизодах – обладатель французского акцента и обманчиво подкупающей улыбки Жан Дюжарден и Мэттью МакКонахи, актерский талант которого в этом году засиял новыми, весьма брутальными гранями.
Все детали, хоть и взяты из лихих 80-х, но в итоге соединяются в безжалостную сатиру на действующее состояние экономики США, которая все больше напоминает пузырь или колосс на глиняных ногах. Неудивительно, учитывая, что ее основы как раз и закладывали такие, как Белфорт – тот самый ненавистный 1% "волков с Уолл-стрит". Как заложили и почему ненавистный, Скорсезе всеми доступными способами объясняет целых три часа, параллельно и с не менее ироничной интонацией анализируя и резюмируя еще и все, что случилось за последние 20 лет в кино – своем, чужом и совместном с Ди Каприо. В отдельных сценах режиссер не просто цитирует "Авиатора", "Титатник", "Поймай меня, если сможешь", а почти переснимает эти фильмы, только в духе "Страха и ненависти в Лас-Вегасе". Нейтрализовать действие одного наркотика можно другим, надо лишь добраться до ящика с запасом кокаина – так каждая новая сцена "Волка", как новая порция вещества, одновременно нейтрализует и усиливает действие предыдущей. Потому, наверное, фильм хочется пересмотреть еще до начала финальных титров — чтоб "не отпускало".