Вадим Дубнов, политический обозреватель РИА Новости.
Нескончаемый конституционный процесс
Возвращение к прежней конституции формально открывает путь к досрочным выборам, и парламентским, и президентским. Но процедура изменений может оказаться настолько продолжительной, что досрочность президентских выборов получится довольно условной, поскольку и в срок они должны пройти в начале 2015 года. Что, кажется, совершенно не пугало оппозиционеров, которые к выборам, судя по всему, еще не готовы.
Возможно, власть решила подыграть оппозиции в этих настроениях. Она не мешала пространству украинских политических слухов полниться сообщениями о том, что у оппозиции уже готово нужное количество голосов и для принятий конституционного акта о возвращении к прежней конституции, и для отставки спикера. А накануне решающего заседания 4 февраля представитель президента в Раде Юрия Мирошниченко даже заявил, что Янукович в принципе готов к досрочным выборам, если не останется другого способа выйти из кризиса.
Вопрос об отмене конституции формально не снят. Но в оппозиции прекрасно понимают, что Янукович будет до конца стоять за сохранение своих полномочий. Даже частичная утрата контроля над правительством и местными администрациями чревата оскудением административного ресурса, без которого выиграть выборы будет крайне затруднительно.
Однако, судя по всему, ни власть, ни оппозиция не намерены обострять ситуацию вокруг конституции, переведя процесс ее изменения в нескончаемый поиск компромиссов. Тем более что и оппозиция по вопросу изменения конституции никогда не была едина. Скажем, "Свобода" изначально выступала за сильную президентскую вертикаль.
А теперь, кажется, и по остаткам единства нанесен серьезный удар. Впрочем, он был не первым за последние дни.
Оппозиция: от единства к политическому размежеванию
С единством в оппозиции с самого начала все было не слишком убедительно. Арсений Яценюк, Виталий Кличко и Олег Тягнибок не скрывали, что только ситуация и необходимость возглавлять майданный протест заставили их забыть о былых противоречиях. В том числе и основополагающих, таких как европейский выбор, убежденным приверженцем которого, скажем, Тягнибок никогда не значился.
Но после того как парламентской оппозиции не удалось добиться приемлемого для Майдана варианта закона об амнистии, именно "Правый сектор" вступил в прямые переговоры с силовыми структурами, в ходе которых удалось освободить десятки задержанных. И именно на этих переговорах были достигнуты те неформальные договоренности, которых не сумели добиться умеренные в парламенте.
Олег Михнюк, представитель объединения ветеранов-"афганцев", защищающих Майдан, заявил о готовности в случае освобождения своих сторонников освободить баррикады на улице Грушевского. И опровергающее заявление коменданта Майдана, представителя "Батькивщины" Андрея Парубия о том, что об освобождении Грушевского Майдан переговоров не ведет, выглядит, скорее, признанием факта открытого политического размежевания.
Вдобавок "Правый сектор" потребовал статуса наблюдателей на переговорах президента и оппозиции, а его лидер Дмитрий Ярош заявил о намерении баллотироваться в президенты. Власть, использовав свое преимущество в сессионном зале, теперь может с явным удовольствием наблюдать за выгодной для себя перегруппировкой сил на улице.
Сколько страниц в письме из Харькова?
Главный удар нанесла оппозиции Юлия Тимошенко. Даже при отсутствии формальных доказательств того, что она его наносила.
В существование письма Юлии Тимошенко, адресованного оппозиционерам, якобы привезенного 4 февраля ее дочерью из Харькова, как рассказывает источник украинского "Коммерсанта", сначала не поверили даже члены "Батькивщины", на заседании которой оно было зачитано. Очевидцы, потребовавшие его предъявления, расходятся даже в количестве страниц, на которых оно было написано — то ли шесть, то ли восемь.
Не подтверждает и не опровергает существование письма и адвокат Тимошенко Сергей Власенко. И только внефракционный депутат Виктор Балога (когда-то, в бытность свою главой администрации президента Ющенко, заклятый противник Юлии Тимошенко) уверенно цитирует тому же "Коммерсанту" его главное содержание, которое подтверждают, впрочем, и другие источники во фракции: никакого возврата к конституции 2004 года, только досрочные президентские выборы. Еще, говорят во фракции, в письме было сказано, что лучшие шансы у Яценюка, но и он не назван кандидатом, чем, по рассказам, он был весьма разочарован.
Впрочем, пытаясь, возможно, хоть немного погасить взрывную волну, другой депутат "Батькивщины", Сергей Соболев в интервью сетевому изданию "ЛІГАБізнесІнформ" призвал читать письмо с учетом контекста и добавил, что "это только один из вариантов действий оппозиции", и "требование возврата к Конституции 2004 года не снимается".
Как говорят во фракции, Яценюк отказался учитывать позицию Тимошенко на переговорах с Януковичем. Однако и на трибуну Рады после прочтения письма он тоже с традиционным требованием возврата к Конституции не вышел.
Майдан для Тимошенко
Небывалое единство борющихся друг с другом противоположностей, президента Януковича и заключенной Тимошенко, оказалось шоком даже для наблюдателей. Некоторые из них видят в этом уверенность Тимошенко в своем будущем президентстве, и якобы потому она, как и Янукович, не собирается сужать круг президентских полномочий.
Однако возможна и другая логика. Тимошенко в ее нынешней ситуации, действительно, невыгодны никакие компромиссы между властью и оппозицией. Ей нужен борющийся Майдан, у которого нет признанного единого лидера, способного стать реальным соперником Януковичу на выборах.
А он слабеет — неумолимо и с каждым днем противостояния. Компромиссы могут обернуться для Тимошенко окончательным забвением, потому они нужны лидерам Майдана, но не нужны ей.
Социологи из службы "Социс" оценивают ее рейтинг в 20,8 процента. Что вполне сравнимо с показателем Кличко — 21,6. Но это актуально, подчеркивают социологи, только в случае ее участия в гонке. Которое пока весьма маловероятно, и ее явно не ждут не только противники, но и единомышленники по оппозиционному делу.
Тимошенко, как всегда, остается только Майдан.