БРЮССЕЛЬ, 25 янв — РИА Новости, Светлана Янкина. Бельгийская художественная ярмарка BRAFA, где 130 галерей представляют искусство самого широкого спектра — от археологических памятников до современных интерьерных инсталляций, открывается в брюссельском историческом комплексе Tour & Taxis в субботу.
Примечательный факт: ярмарка, основанная в 1955 году под названием Brussels Antiques and Fine Art Fair (BRAFA), в этот раз сменила акцент с "антиквариата" (antique) на просто "искусство" (art). И это в полной мере отразило общие тенденции: стремительно растущий интерес к современному — на фоне рассеивания по частным собраниям, ухода с рынка высококлассных старинных вещей. Приход молодого поколения коллекционеров также играет в этом процессе далеко не последнюю роль.
На ярмарке есть все, чтобы с упоением предаться игре в "бельгийский дизайн", как он здесь понимается в искусстве интерьера. Ведь в Бельгии в почете хитрый микс из, казалось бы, несочетаемых вещей: грубоватые бетонные стены с изысканными деталями — барочным зеркалом в пышной раме, античной статуей, крайне дорогостоящим абстрактным полотном. Или, напротив, старинный особняк с бережно сохраненным скрипучим паркетом и потолками в лепнине наполняется объектами важных и еще живущих современных художников вроде Ансельма Рейле.
На игру по этим правилам соглашается все больше галерей из других европейских стран. А с ними и покупатели.
Так что BRAFA в экспозиции мебель с росписями начала XVII века (Galerie Florence de Voldere) соседствует с современным комодом из черного дерева, неровная поверхность которого напоминает о далеких планетах (Carpenters Workshop Gallery). А крышки в виде голов сфинкса от ритуальных египетских сосудов Среднего царства (Galerie Cybele) — с недавно выточенными скульптурами Александры Атанасиадес (Galerie Dutko).
Есть и живопись: самые крупные холсты в большинстве случаев — полотна бельгийского ар-нуво. Знаменитые мастера — как классики, так и модернисты (например, Хуан Миро и Сальвадор Дали барселонской Galeria de Arte), представлены, как правило, небольшими графическими работами не заоблачной стоимости.
Громких шедевров на BRAFA не встретить. И это не случайно — ее организаторы не стремятся конкурировать с другими европейскими арт-ярмарками. Своей сильной стороной они считают сочетание качества (все стенды накануне вернисажа осматривает экспертный совет, удаляя сомнительные работы) с относительно невысокой стоимостью. Также на ярмарке блюдут баланс: здесь нет преобладания какой-то одной секции (будь то модная сейчас мебель ар-деко или же нумизматика). И, как обещают, не будет никогда. Однако в этом году все же был сделан особый акцент на tribal art — примитивном искусстве (преимущественно африканских племен).
Дикое, но симпатичное
Галерей, занимающихся племенными артефактами, на BRAFA традиционно много — следствие бельгийского колониального прошлого. Это маски, идолы и прочие чудеса (порой весьма жутковатого вида), которые очень неплохо смотрятся в современных жилищах. Но хотя о данной особенности дикарских статуэток говорил еще Пикассо, этот факт не всегда кажется очевидным. Поэтому специальным гостем ярмарки выступил Королевский музей Центральной Африки. Свою экспозицию он начал гигантским чучелом жирафа и продолжил прочими экзотическими объектами. Аналогичные вещи, пусть и поминиатюрней, украшают стенды таких галерей, как Didier Claes и Serge Schoffel.
К той же категории "дикое, но симпатичное" можно отнести и напоминающую кунсткамеру, немного сумасшедшую экспозицию галереи Finch&Co (Лондон). Там отталкивающие объекты вроде заспиртованного двуглавого теленка и мумифицированной руки эффектно рифмуются с серьезными вещами — например, кабинетными статуэтками непальских львов-стражей.
Ярмарка BRAFA продолжит свою работу до 2 февраля.
Читайте также: как протест на Майдане перерос в ожесточенные столкновения, почему Россия теперь будет жить по-зимнему, какие еще претензии остаются к Платону Лебедеву после выхода на свободу, кто займется в России правами человека и многое другое — в свежем выпуске рубрики "Неделя в лицах" на ria.ru.