Вадим Дубнов, политический обозреватель РИА Новости.
Главный экономический закон наступающего года не стал, как все опасались, жертвой украинского противостояния, с которым страна шагнула из прошлого года в наступивший. Однако, став несомненным успехом власти, принятие бюджета, судя по всему, не приблизит развязки кризиса, который, возможно, весь этот год будет только раскручиваться.
Власть подошла к принятию бюджета со всей серьезностью. В центр города были стянуты массированные полицейские силы, за несколько дней до заседания Рады в Мариинском парке около здания парламента снова обосновались тысячи сторонников так называемого Антимайдана, митинговавшего под лозунгами Партии регионов.
Накануне вечером Киев был взбудоражен слухами о грядущем разгоне Майдана, и даже те, кто подозревал в них политтехнологию власти, не решался с уверенностью утверждать, что подобных планов нет.
Власти в этой ситуации было в некотором смысле труднее, чем оппозиции. Для последней принятие бюджета стало попыткой перехватить инициативу в двухмесячном противостоянии. Майдан уже не выглядит для власти столь устрашающе, как месяц назад, он постепенно становится вещью в себе, его лидерам терять особенно нечего, а к неудачам они уже давно готовы. Власть же проиграть бюджетную схватку себе позволить не могла.
В качестве условия принятия бюджета оппозиция выдвигала отставку министра внутренних дел Виталия Захарченко, на которого оппоненты власти возлагают ответственность за события ночи 30 ноября прошлого года, когда на Майдане спецназовцами "Беркута" были избиты протестовавшие студенты. Тогда уже обессиленный, казалось бы, Майдан обрел второе дыхание, превратившись в многотысячный палаточный городок.
Лидеры Майдана, так и не определившиеся за два месяца с четкой формулировкой генеральной задачи, рассматривают отставку Захарченко как знак своей победы над властью, после которой затянувшееся действо на площади можно будет объявить хотя бы отчасти достигнувшим цели. Ведь политические планы, как у власти, так и у оппозиции, исходят из графика, рассчитанного на 2015 год, год президентских выборов, и, что бы ни говорилось с трибун, заинтересованные участники понимают, что форсировать события никому не выгодно.
Однако Майдан расходиться не собирался и не собирается, власть не скрывает своего раздражения, но, видимо, оно не настолько велико, чтобы, забыв обо всем, Майдан и в самом деле разогнать.
Итак, по-прежнему равновесие, но крайне нестабильное, что понимают обе стороны, и любая незначительная политическая подробность чревата всплеском новых страстей, без которых, по жанру, не может обойтись даже самое степенное позиционное противостояние.
Словом, стартовала предвыборная кампания. Диспозиция для Украины традиционная: власть может полагаться, прежде всего, на административный ресурс, поскольку ее шансы на чистую победу иллюзорны: как уверяют социологи, пройдя во второй тур, из всех оппозиционных лидеров Янукович одолевает только лидера "Свободы" Олега Тягнибока.
О победе один на один над лидером "Удара" Виталием Кличко речи пока и вовсе не идет. Но еще в октябре в Налоговом кодексе Украины появилась поправка, в соответствии с которой "лицо, имеющее право проживания на территории иностранного государства, считается не проживающим в Украине".
Таким образом, Кличко, имевший вид на жительство в Германии, оказывается, не набирает необходимого для кандидата в президенты стажа непрерывного проживания на Украине. 10 января Высший административный суд Украины отказался отменять эту поправку.
Однако, это не единственная проблема оппозиции. Хоть ее лидеры отложили формальное определение единого кандидата до второго тура выборов, договорившись считать первый рейтинговым голосованием, уверенности в чистоте взаимных помыслов в предвыборной кампании ни у кого нет.
Но все это едва ли может наполнить спокойствием и президентскую команду. Янукович, и прежде не являвшийся кумиром для поддерживавших его олигархов, сегодня, похоже, и вовсе перестает быть для крупного бизнеса единственной ставкой.
Олигархический круг значительно расширился, в том числе и за счет фигур, совершенно не связывающих свои успехи с властью. Отношения бизнеса и власти, которые прежде во многом основывались на выборе между "донецкими" и "оранжевыми", стали сложнее и, главное, куда менее добровольными: бизнес явно встревожен активным укреплением политического и экономического могущества сына президента, Александра Януковича.
Поэтому, кстати, столь принципиален для Януковича и вопрос отставки министра внутренних дел. В оппозиции понимают: им ее не добиться – столь крупная кадровая уступка Януковича стала бы очень скверным сигналом для его окружения.
Оппозиция возвращается на Майдан
Тем временем, вступают в предвыборный этап и международные игроки. Едва ли в американском Сенате намеренно хотели приурочить слушания по Украине к развязке бюджетной интриги, но совпадение придало этому событию дополнительную пикантность.
Вашингтон выразил озабоченность "поправкой Кличко" и дал понять, что санкции против высших украинских чиновников "уже на столе".
И, что явно не проговаривалось, но, судя по всему, имелось в виду в первую очередь, Януковичу послано предупреждение о том, что в предвыборную кампанию он рискует вступить нерукопожатным на Западе человеком. Для кандидата в украинские президенты, как показывает опыт Леонида Кучмы, это не лучшая новость.
Судя по всему, нет уверенности у Украины по поводу долгосрочности скидки на газ. Во всяком случае, министр энергетики Эдуард Ставицкий уже заявил, что Украина подписала и направила Словакии договор об реверсных поставках газа. При этом эксперты не скрывают, что при действующей цене на российский газ реверс неактуален, зато очень может пригодиться, если какие-либо из ежеквартальных подтверждений действующей цены окажутся под угрозой срыва.
К тому же и Брюссель, пытающийся выглядеть и в нынешних условиях конструктивным переговорщиком, тоже опубликовал свой документ: ту самую программу ассоциации с Евросоюзом. Судя по участившимся заявлениям Киева о готовности вновь приступить к обсуждению этой самой программы, сделано это было не без синхронизации с украинской властью.
Киев за год с небольшим до выборов пытается постепенно выйти из двухмесячного виража. В этом плане принятие бюджета, даже с 10-процентным дефицитом, является несомненным успехом для власти, которая, кроме всего прочего, не могла в предвыборный год тянуть с главным экономическим законом.
Кстати, не подает признаков фатального огорчения и оппозиция. Она, кажется, особенно и не верила в свой успех в Раде. И снова возвращается на Майдан.