ВЛАДИВОСТОК, 16 янв — РИА Новости, Алексей Дёмин. Главный дизайнер Владивостока представил свой новый проект — 33 проволочные скульптуры известных горожан. Корреспондент РИА Новости посетил презентацию памятников и выяснил, что такое душманчик и как его сделать за несколько минут, а также сколько часов понадобилось вандалам, чтобы испортить скульптуры.
Все новости региона читайте на РИА Новости Владивосток>>
Раз "душманчик", два "душманчик" — будет акция
Розовая проволочная "рубаха" вокалиста рок-группы "Туманный стон" Леонида Штительмана за спинами фотографов виднелась очень слабо. Несмотря на прохладу, с десяток, а то и больше журналистов пришли посмотреть на то, о чем писали целую неделю — серия проволочных скульптур наконец-то готова для полноценной экскурсии, которая вот-вот начнется на Спортивной набережной.
Я подхожу поближе, чтобы рассмотреть проволочную фигурку известного музыканта, и понимаю, что мы все стали в хорошем смысле жертвами идеально спланированной художественной акции. О том, что во Владивостоке установят 33 скульптуры, все узнали еще 10 января. В голове не укладывалось, как такое возможно: скульптуры — и через каждые 200 метров, да еще установят за неделю.
Интригу автор проекта, Павел Шугуров, держал до последнего. Какими будут скульптуры, большими или маленькими, и когда их установят, он упорно скрывал. Все представляли настоящие монументы и недоумевали, как же в такой короткий срок можно их смонтировать. Оказалось, можно — 10-сантиметровые фигурки из проволоки, так называемые "душманчики", утром 15 января появились на улицах Владивостока.
Несмотря на все ожидания, горячие дискуссии и разницу в том, как представляют себе монументальное искусство горожане и художники, среди толпы собравшихся на набережной недовольных не было. Наши ожидания проволочных монументов чуть ли не в человеческий рост в реальности обернулись "скульптурами" в несколько сантиметров, добрая ирония которых свела на нет все возможные возражения.
Через несколько минут на набережной появился автор проекта — Павел Шугуров. Остановившись перед журналистами, он взял мегафон и буквально сходу начал экскурсию, тут же пояснив, что эти скульптуры называются "душманчики", а техника их плетения существует уже десятки лет.
"Душманчики" появились в 1980-е годы во время войны в Афганистане. Их обычно плели для детей, когда не было солдатиков. Существует масса тематических форумов в интернете с фотографиями душманчиков. Чаще всего это солдаты. Есть даже техники плетения оружия и прочих военных атрибутов", — рассказал Шугуров.
Малый бюджет, большой резонанс
Толпа журналистов следует за Павлом Шугуровым по пятам, скользя на льду Амурского залива, мы идем к вмонтированной туда фигурке хоккеиста команды "Адмирал". На вопросы о том, что произойдет, когда все растает, Павел Шугуров шутливо отвечает, что тогда будет подводная экспозиция, а затем продолжает рассказывать о проекте.
Налюбовавшись на проволочного хоккеиста, журналисты отправляются дальше. Шугуров ведет к "душманчику" Павла Компана, занимающегося организацией праздничных мероприятий. Его скульптура выполнена из розовой проволоки. В толпе возникает вопрос, почему же он такой. "Да потому что молодой и свежий", — неожиданно отвечает из толпы поэт Андрей Вороной. Шугурову версия нравится, и он дарит Вороному проволочного "душманчика".
"Когда плетешь "душманчика", надо обязательно думать о человеке, которого ты хочешь изобразить. Вспоминать, какой он, найти какую-нибудь деталь в его образе. Тогда фигурка получится похожей на оригинал", — поясняет мне художница Татьяна, которая участвовала в плетении городских скульптур.
Мы переходим дорогу к следующему "изваянию". "Идеальная антивандальная система: если кто-то захочет сломать скульптуры, их попросту не заметят", — отмечает по дороге Андрей Вороной. Однако это не так: пройдет меньше часа, и мы убедимся в обратном.
Отряд таки заметил потерю бойцов
Все, смеясь, сошлись на том, что памятник позаимствовали поклонники. "Пора тогда уж переименовать проект из "33 скульптур" в "33 минус 1", — шутит Павел Шугуров. К слову, команда уличных художников с которой он работает, называется "33+1", так что символичность проекта проявляется и здесь.
Вообще, прогулка оказалась насыщенной событиями. На подходе к "Анне Алеко, толкающей культуру", и фигурке театрального режиссера "Сергей Руденок, обдумывающий новый проект" нас останавливает полицейский и говорит, что идти дальше мы не можем.
"Обнаружена подозрительная сумка. Этот район оцеплен", — коротко рапортует страж порядка в ответ на слова о проведении акции.
Скульптуры Руденка и Алеко посмотреть не удается, хотя позже выяснится, что кожаная женская сумка на лавочке в сквере не таила в себе взрывных устройств, однако бдительность прежде всего.
Дойдя до вокзала, все вновь обнаружили пропажу — исчез желтый спортивный автомобиль, который украшал композицию с приморским гонщиком Марком Шульжицким. Видимо, кто-то, отрывая модель авто, случайно задел руки проволочной скульптуры, и "душманчик"-гонщик встретил нас в какой-то растерянной позе. Павел Шугуров поднял ему руки вверх, отметив, что спортсмен все равно не сдается.
По пути я решаю спросить Павла о правильности своей догадки, что эти скульптуры — городской дадаизм (авангардное направление в искусстве 1920-х годов прошлого века, когда художники пытались изобразить человека несколькими штрихами, но передать эмоцию — ред.). Павел охотно соглашается с моей версией, но наш разговор прерывает прохожий, видно, не проникшийся глубиной замысла.
"Это какая-то чушь. Мы с друзьями не могли понять, что это такое", — говорит он, указывая на проволочного Михаила Швецова, ведущего в Приморье "Брэйн-ринг" (аналог передачи "Что? Где? Когда?" — ред.). Не найдясь, что ответить, мы просто смотрим на скульптуру — несколько часов назад на месте головы у нее был грецкий орех, символизирующий ум. Теперь он расколот.
Шугуров, тем не менее, не унывает: "Раскололи орех и, по-видимому, съели, но и так тоже хорошо". Из толпы журналистов историк Сергей Корнилов цитирует заставку советского познавательного киножурнала: "Орешек знанья тверд, нам расколоть его поможет тележурнал "Хочу все знать". Все смеются и идут смотреть, как плести "душманчиков".
Хотели человека, а получился котик
"А я хочу плести котика", — говорит девушка, участвующая в мастер-классе по плетению "душманчиков", которым завершилась экскурсия. Авторы проекта, терпеливо объясняющие технологию плетения, нисколько не против, хоть и немного удивлены.
"Мы планируем сделать почти 700 тысяч проволочных скульптур — по числу жителей Владивостока. Если плести котиков, мы посчитали, понадобится еще 50 тысяч", — с улыбкой отмечает Павел Шугуров, показывая, как правильно делать каркас и обматывать его проволокой.
Тем временем художница Татьяна поясняет, как плести человека. Нужно немного — кусок проволоки, из которого делается пять петель — голова, руки и ноги. Затем той же проволокой обвить его в соответствии с пропорциями человека, которого нужно показать.
На все уходит максимум минут 20. Хотя зрители овладевают техникой еще быстрее и проволочных человечков показывают одного за другим. Котик, кстати, тоже удался. Вокруг нас проволока и небольшие фигурки людей. Завершается все групповым фото.
Уходя, я интересуюсь у Павла Шугурова, как долго, на его взгляд, сохранятся скульптуры. "Думаю, что многие из них простоят до весны, а может быть, и дольше, несмотря на то, что некоторые уже пострадали от рук неизвестных. Вообще, я не против, если прототипы наших "душманчиков" заберут их себе домой — это лучший вариант развития событий", — подытожил Шугуров.